Душевная боль
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Душевная боль, боль душевного тела – популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярности жизненной реальностью.
Душевная боль как сказка нашей культуры – богатое переживание, говорящее о глубине и близости отношений. Душевная боль как житейское обстоятельство, как реальность – неприятное ощущение психосоматического характера, ответственность за возникновение которого перекладывается на внешние обстоятельства и окружающих.
Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания – связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева. Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли, осмысляет ее не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее – как неприятность или кошмар-ужас, то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.
Иногда душевная боль возникает как реакция, как ассоциативная связь какого-либо неприятного события с памятью о прошлых больных переживаниях, иногда взрослые люди создают душевную боль сами себе.
Если ты знаешь, что твоя любимая женщина не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Нередко за душевной болью стоит та или иная внутренняя выгода: желание привлечь к себе внимание, страх неудачи, месть или борьба за власть. Нужно учесть и то, что современная культура душевную боль культивирует. Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека.
«У него ДУША БОЛИТ за дело!» / «Ну вы обо мне хотя бы немножко скучали?» / «Конечно, я расстроился! Мне же это не безразлично!»
Если душу не бередить, душевная боль проходит сама примерно с той же скоростью, с какой расслабляются мышечные зажимы: у детей за несколько часов, у взрослых за несколько дней, у людей пожилых за несколько недель.
К сожалению, у людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка «сыпать соль на рану»: поднимать больные темы, видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны, в ситуации острого переживания («незатянувшейся душевной раны») вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть. Как возможность занять пустоту в душе или развлечь себя любимым делом попереживания, это понять можно, однако всерьез так мучить себя глупо и недостойно.
Учтем, что душевную боль могут осознанно или нет создавать окружающие вас люди (способы те же – поднимать больные для вас темы, напрягать привязанность, ударять по больным точкам в душе). В таком случае, возможно, вам стоит пересмотреть отношения с этими людьми, либо хотя бы временно уменьшить с ними контакты.
Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, тренируя свою душевную стойкость, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами.
Самое смешное, тем не менее эффективно работающее средство – это, как ни странно, жвачка. Неоднократно проверено: если только страдалец начинает энергично и прочувственно обрабатывать сладкую резину челюстями, спустя минут десять исчезает и сладость жвачки, и горечь страдания. Попробуйте представить:
Почему так происходит? Дело в том, что душевные страдания предполагают достаточно тонкую работу лицевых мышц, а тупые и жесткие движения челюстей при энергичном жевании их уничтожают. Впрочем, если человек страдает привычно, вяло, депрессивно, то привычное вялое жевание этому не препятствует.
Снятие душевной боли в работе психолога – отдельная тема, тут приходится говорить про очень разные вещи. Одно дело – снятие острой душевной боли, другое – кропотливая работа по устранению больных точек в душе. В любом случае все реально, было бы желание. Именно это – самое главное.
Комментарии (21):
Здравствуйте, хотелось бы узнать, как перестать терзать себя за то, что не сказала когда-то, что-то не так сделала? Чувство вины перед мамой у меня не утихает, осталась сиротой в 15 лет, а вместо времяпровождения с ней, я лишь злилась и обижалась на нее, давая повод почувствовать себя обузой (она болела 6 лет). Понимаю, что надо жить, чтобы она гордилась мной и чтобы дети мои счастливы были в будущем, но все же эмоции возвращаются, когда нет сил сдерживать их и прятать. Перестала общаться с другими людьми, нахожу их не интересными для общения, все больно предсказуемы. Перестала вообще чувствовать что-либо, никаких эмоций и чувств, отвернулась от всех, а одной тяжело и как с собой бороться - не знаю.., Учусь, работаю, тренировки посещаю, много читаю и в общем развиваюсь в разных сферах. Но нигде не нахожу утешения и ни с кем. О суициде не думаю, это глупости все, так что хоть я и пуста внутри, я все осознаю и понимаю. А жить так не вариант, это уже существование, когда нет эмоций...
Я аж засмеялся с этого факта про жвачку, классно вы заметили, и очень полезное наблюдение.
Что происходит, когда полностью перестаёшь чувствовать душевную боль. Ее просто нет. Ни капельки.
Вовремя нашла эту тему. Душевная боль преследует меня много лет. Ну очень много. Иногда я осознаю ее причины, а чаще нет. По жизни, я, по настоящему не умею радоваться. Не умею смеяться и по хорошему завидую тем, кто это делать умеет. Внешне моя жизнь сложилась. Скоро пол столетия, как замужем. Трое взрослых детей. Есть семьи. Четверо внуков. И я известна в своем регионе. Я писатель. У меня 16 книг. Конечно, у меня не все идеально. Но если сравнить свою жизнь с другими, то я бы сказала, оглянувшись, что я по настоящему, знаю вкус счастья... Счастья, не свалившегося с неба. Счастья, ощущемого не часто, а только осознавемого. Боль эта похожа на затянувшуюся вину. При том, не конкретно на что то, а на само ее наличие. Панических атак здесь нет. В особо труднее время, я умею отключаться и решать вопросы в критических ситуациях. То есть, в этом плане у меня замедленная реакция. Потом понимаю, что была в опасности. Так например, лето 2014 года в Луганске. Я оставалась. Я со всеми вместе искала воду, выживала без света и газа, 4 месяца. А еще я разыскивала поэтов, находящихся тоже в городе и писавшими под снарядами. Я брала их стихи и дневники, свежие, растерзанные страшным временем и пропахшие дымом от взрывом. Потом я издала все это со своими комментариями. И я не помню, чтобы тогда у меня такая страшная и чаще необьяснимая боль, в душе. Было осознание, что "если не я, то кто..." Было осознанное отключение от опасности. И даже грела надежда, ч.то все мы выживем. И написанное нами увидят и оценят. Выжили. Нас увидели. Нас оценили. Но опять шарахнула боль, почти непрекращающаяся боль! Я разменяла 8 десяток лет. У меня в работе новая книга. Я понимаю, что все эти годы, я выплескиваю в книги, все увеличивающуюся боль, отшлифовывая и подавая ее понятным, художественным языком, не отходя от правдивости изложения. Еще я астролог и зарабатываю этим. И конечно разобрала себя. И знаю причину…плиз, и даже необходимость этой боли! Но это же невыносимо! Как ее глушить?
А можете посоветовать книги по теме психологической и душевой боли и тому, как с ней справляться?
Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного, Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK»">https://distant-nik.ru/">DISTANT-NIK» 7 дней - бесплатно. Присоединяйтесь!