Дочка стала плаксивой. Что делать?

07 декабря 2015 г. в 08:35

Автор: Елена Носкова,

Выпускница Университета практической психологии

Вопрос читателя:

Дочка (3 года 7 мес.) посещает детсад. На прошлой неделе мальчик в группе прищемил ей пальчик дверью. Примерно с тех пор стала плаксивой, ходит за мной хвостом, боится оставаться в комнате одна, говорит, что боится темноты. Просит сидеть с ней рядом при просмотре тв, а если тихонечко уходить бежит следом, плачет. Раньше не боялась ничего, и вдруг какая-то паника и днём и вечером страх оставаться в комнате. Не знаю в чём причина. Как правильно поговорить и исправить ситуацию?


​Доброго дня, дорогая читательница! Спасибо за Ваш вопрос.

Я полагаю, что ситуация с пальчиком и нынешнее поведение дочки никак не связанные друг с другом события. И единственное, что могло «увязать» их между собой – это Ваша реакция. Если бы мы общались с Вами лично, я задала бы Вам два вопроса:

  1. Как Вы прореагировали на ситуацию с пальцем? Жалели дочку?
  2. Как Вы сейчас реагируете на ее плач?

Однако, у нас с Вами письменная консультация, поэтому я буду исходить из предположений.

Мои предположения следующие:

Как любящая мама Вы дочку и ее пальчик, разумеется, пожалели, успокаивали ее и т.д., то есть сделали из этого маленькое событие, при котором ребенку досталось чуть больше маминого внимания, заботы и ласки, чем обычно. Какой вывод сделает из этого любой нормальный, здоровый и сообразительный ребенок? Правильно. Быть несчастным выгодно. Но пальчик быстро выздоровел, да и, вообще, не будете же Вы каждый день в течении месяца это вспоминать. И тогда Ваша замечательная дочка придумала игру «Я боюсь». Сначала попробовала – Вы среагировали должным образом. И теперь, когда ей хочется Вашего внимания, она демонстрирует Вам слезы и «страшные страхи».

И что же теперь делать?

  1. Сделать так, чтобы ребенку «бояться» и плакать было не выгодно. Например, как только дочка начинает свой маленький «спектакль», Вы абсолютно спокойным голосом говорите следующее: «Солнышко, у нас дома бояться и плакать можно только там-то (определите место в квартире), ты иди там порыдай от страха, а потом возвращайся и мы с тобой книжку почитаем (поиграем, порисуем и т.д.)»
  2. Как вариант, попросите дочку объяснить Вам, что значит «боюсь». Варианты типа «боюсь – это когда страшно» не должны Вас удовлетворить. Пусть конкретно и подробно расскажет, что она при этом чувствует, что думает, что делает. Затем гиперболизируйте, доведите до абсурда все признаки, которые она перечислила. Если «трясусь», то всерьез, всем телом и очень сильно. Ваша задача – превратить все в шутку, сделать так, чтобы ребенок начал смеяться над страхом. Ведь, как известно, смех – это лучший способ обесценить страх.
  3. Объясните дочке, что самый простой способ получить Ваше внимание и заботу – это попросить. То есть, когда в следующий раз ей захочется побыть с Вами, она просто скажет Вам об этом, и Вы обязательно придумаете, как все организовать. Учите ребенка взаимодействовать не прибегая к слезам и капризам.

С наилучшими пожеланиями Вам и Вашей дочке.

  • Примеры консультирования
  • Детский плач
  • Виды детских страхов

Комментарии (5):

Елена, 25 января 2016 г. в 01:00
Доброго времени суток! Прочитала уже много статей, но никак не нахожу подходящего... Помогите, пожалуйста. Второй ребенок, дочке 1 год 4 месяца. Ее поведение мучает всех, включая ее саму. Она как бы выбирает себе "друга" и больше никого не видит и не слышит. Если рядом я (мама), то это однозначно я. Если меня нет, то это может быть любой взрослый: папа, бабушка, дедушка, родной дядя... Но кто-то один. И этому "другу" капец! Ни из комнаты выйти (ни в туалет, будет под дверью орать; ни попить, ни уйти), она постоянно "мониторит" - через секунду уже заметит, что вышли. Ни встать, она тут же на руки просится, а если сразу сесть, то ей на руки уже не надо. Если ей сказать, что выходишь, то тут, как повезет, как правило, начинается ор со слезами. При все при этом, она может спокойно играть, если я сижу на полу и смотрю на нее. Если только я взяла телефон в руки, то ей тут же надо ко мне, при чем телефон сам ей неинтересен. Если я села за компьютер, то ей тут же надо ко мне, тут уже к компу больше - кнопки нажимать на клавиатуре. На кухне желает быть только на руках, делать ничего не дает, интерес быстро ко всему пропадает, я ее и с собой на табуретку ставлю, все даю со мной делать, но ей надо на руки, если стою. Если сажусь на пол, то уже не надо. Когда она начинает рыдать, то вообще ничего не слышит и не видит. Натуральная истерика, и очень часто. И только этот "друг" на руках может успокоить. Никто другой ей не нужен. У меня еще старшая дочка, ей в мае будет 4 года. Она в полном недоумении от такого поведения тоже. С ней никогда ничего подобного не было, всегда можно было договориться чуть ли не с рождения. Как мне поступать в такой ситуации? Заранее благодарю!
Н.И. Козлов, 25 января 2016 г. в 06:48
Елена, единственно правильный ответ едва ли вас устроит. Представьте, что ваша малышка в больнице (ничего в этом страшного нет, так бывает), а рядом с нею на вашем месте умная и заботливая няня. У которой, кроме вашей малышки, еще полно дел. Когда няня свободна (что не часто), она и подойдет, и поиграет, и на руки малышку возьмет. А когда занята - плачь, не плачь - она будет заниматься делами. Няня на работе. Малышка поплачет пару часов подряд - и поймет, что плачет зря, что с няней в больнице это не работает. Будет пытаться приручать к себе медицинский персонал еще дня два, а потом перестанет так себя вести и займется более спокойными делами. Елена вы боитесь не того, чего на самом деле нужно бояться. Пока вы боитесь за дочку, она начинает вами командовать. И очень плохо, что вы боитесь ее плача и не боитесь того, что она привыкает распоряжаться взрослыми и ими командовать. Если вы планируете ее воспитывать, а не просто выращивать, с вопросом о власти нужно определиться единственно правильным образом. Только так вы воспитаете умную и здоровую девочку, а дальше - ваш выбор. Справитесь?
Елена, 25 января 2016 г. в 11:26
Спасибо большое! Именно потому что боюсь, что она так со взрослыми себя ведет и ищу ответ. Сначала казалось, что она маленькая очень. Но у нее это поведение стало нормой. И от этого страшно. Особенно переживаю за старшую, потому что она видит все это. Да, конечно, уверена, что все у меня получится. Рядом муж, который поддерживает во всем. Спасибо еще раз. Можно немного конкретики? Вот сейчас я пишу этот ответ, подошла старшая, попросила поиграть, я сказала, что как только допишу, то сразу поиграю с ней столько, сколько она хочет. Она кивнула и пошла рисовать. Тут же подлетела маленькая и стала проситься на руки. Я ей сказала то же самое, что мне надо дописать ответ и надо подождать, но потом я обещала старшей поиграть (потому что старшая рядом и я обещала), сможем поиграть вместе или подождать, когда мы поиграем, тогда возьму. Она ныла минут 5 возле меня, но я все это повторяла. Старшая убежала на кухню, маленькая ушла за ней через минуту. Я заканчиваю и иду к ним. Ситуация с туалетом еще. Она орет под дверью, я говорю, что как только она успокоится, я выйду. Но это может и 10-15 минут быть. Я не выдерживаю, когда она начитает рвать обои. Что тут важнее? Обои или добиться своего? Стараюсь больше ей объяснять, много говорить обо всем. Это мое упущение, со старшей я очень много разговаривала. Еще раз спасибо!
1 ответ
Н.И. Козлов, 25 января 2016 г. в 15:07
Елена, на эти вопросы тут письменно отвечать уже не буду: вопросов будет много, я уверен. Напишите мне [email protected], мы будем на связи, и я скорее всего предложу вам консультации по скайпу с моей женой Мариной Смирновой, она как раз детский психолог.
Елена, 27 января 2016 г. в 22:57
Спасибо вам большое! Извините, что сразу не ответила. Нашла у себя в запасах ваши статьи по другим немного темам, много полезного оттуда взяла. Пробую сама. Знаете, действительно становится легче. Я стала больше с ней разговаривать, просто не даю ей слова вставить, когда вижу, что она готова завестись. Еще много глажу ее по спине, как только она проходит мимо (например, на кухне), тогда она дальше мимо и идет. Ей не надо бороться за мое внимание. Еще раз огромное вам спасибо за заданное направление, за подсказки и очень полезные статьи. Дай Бог вам здоровья и сил! Контакт ваш записала. Если будут сложности, обязательно свяжусь.

Материалы по теме:

Картинка к "Наша Таня громко плачет. Как отучить ребёнка плакать без причины"
29 мая 2019 г.
Я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста уже более 20 лет. У меня накопилось много разных школьных историй о трудностях в воспитании детей и способах преодоления этих трудностей...
1Подробнее →
Картинка к "Честный плач"
01 окт. 2022 г.
Честный плач - плач искренний, настоящий, плач "потому что", а не "для чего-то". Это плач ни для чего, а потому что плохо. В честном плаче ребенок не придумал плакать, чтобы что-то от вас получить, он плачет, потому что ему больно или обидно. Он не маме и не папе, он себе плачет.
Картинка к "Как реагировать на плач"
01 окт. 2022 г.
Человек плачет, когда ему плохо. И если рядом с вами еще не Взрослый человек, наверное, можно ему посочувствовать и помочь.
Картинка к "Манипулятивный плач ребенка"
01 янв. 2010 г.
Детский плач бывает разный: есть плач — запрос о помощи, есть честный плач-страдание, а бывает — манипулятивный, сделанный ребенком.
Картинка к "Плач как запрос о помощи"
01 окт. 2022 г.
Плач ребенка (и женщин) нередко бывает запросом о помощи - запросом о помощи на языке, наиболее простом, доступном и понятном всем.
Картинка к "Виды плача"
01 окт. 2022 г.
По наличию намерения можно выделить инструментальный (с намерением) и простой (без намерения) плач, если добавить к этому этическую окраску, то выделяется честный плач (плач как запрос о помощи, плач как лекарство от боли, плач как способ снять напряжение, плач-привычка) и манипулятивный плач (плач как привлечение внимания, плач в отместку, плач - давление...), и много других...