Дочка стала плаксивой. Что делать?
Автор: Елена Носкова,
Выпускница Университета практической психологии
Вопрос читателя:
Дочка (3 года 7 мес.) посещает детсад. На прошлой неделе мальчик в группе прищемил ей пальчик дверью. Примерно с тех пор стала плаксивой, ходит за мной хвостом, боится оставаться в комнате одна, говорит, что боится темноты. Просит сидеть с ней рядом при просмотре тв, а если тихонечко уходить бежит следом, плачет. Раньше не боялась ничего, и вдруг какая-то паника и днём и вечером страх оставаться в комнате. Не знаю в чём причина. Как правильно поговорить и исправить ситуацию?
Доброго дня, дорогая читательница! Спасибо за Ваш вопрос.
Я полагаю, что ситуация с пальчиком и нынешнее поведение дочки никак не связанные друг с другом события. И единственное, что могло «увязать» их между собой – это Ваша реакция. Если бы мы общались с Вами лично, я задала бы Вам два вопроса:
- Как Вы прореагировали на ситуацию с пальцем? Жалели дочку?
- Как Вы сейчас реагируете на ее плач?
Однако, у нас с Вами письменная консультация, поэтому я буду исходить из предположений.
Мои предположения следующие:
Как любящая мама Вы дочку и ее пальчик, разумеется, пожалели, успокаивали ее и т.д., то есть сделали из этого маленькое событие, при котором ребенку досталось чуть больше маминого внимания, заботы и ласки, чем обычно. Какой вывод сделает из этого любой нормальный, здоровый и сообразительный ребенок? Правильно. Быть несчастным выгодно. Но пальчик быстро выздоровел, да и, вообще, не будете же Вы каждый день в течении месяца это вспоминать. И тогда Ваша замечательная дочка придумала игру «Я боюсь». Сначала попробовала – Вы среагировали должным образом. И теперь, когда ей хочется Вашего внимания, она демонстрирует Вам слезы и «страшные страхи».
И что же теперь делать?
- Сделать так, чтобы ребенку «бояться» и плакать было не выгодно. Например, как только дочка начинает свой маленький «спектакль», Вы абсолютно спокойным голосом говорите следующее: «Солнышко, у нас дома бояться и плакать можно только там-то (определите место в квартире), ты иди там порыдай от страха, а потом возвращайся и мы с тобой книжку почитаем (поиграем, порисуем и т.д.)»
- Как вариант, попросите дочку объяснить Вам, что значит «боюсь». Варианты типа «боюсь – это когда страшно» не должны Вас удовлетворить. Пусть конкретно и подробно расскажет, что она при этом чувствует, что думает, что делает. Затем гиперболизируйте, доведите до абсурда все признаки, которые она перечислила. Если «трясусь», то всерьез, всем телом и очень сильно. Ваша задача – превратить все в шутку, сделать так, чтобы ребенок начал смеяться над страхом. Ведь, как известно, смех – это лучший способ обесценить страх.
- Объясните дочке, что самый простой способ получить Ваше внимание и заботу – это попросить. То есть, когда в следующий раз ей захочется побыть с Вами, она просто скажет Вам об этом, и Вы обязательно придумаете, как все организовать. Учите ребенка взаимодействовать не прибегая к слезам и капризам.
С наилучшими пожеланиями Вам и Вашей дочке.