Как реагировать на детское: «Купи!»

01 октября 2022 г. в 21:32

Примеры из жизни

«Купи» у моего сына практически не прекращается. Не могу сказать, что балую его. Довольно часто настаиваю на своем «нельзя» или «не могу, потому что нет денег, а все не купишь». Когда говорю с ним, понимает (или делает вид, что понимает). А, как только за порог - соблазн просыпается вновь. Я начинаю переживать: а не вырастет ли потребитель, у которого «дай» и «купи» станет образом жизни?

И еще меня волнует вопрос карманных денег. В нашей семье это было не принято. Расценивалось, как куркульство. Но сын гуляет с ребятами во дворе, которые обязательно заглянут в киоск, что-то купят, поделятся с ним. Приходится давать деньги на карманные расходы. Родители мои смотрят косо на подобное. И я уже сама не могу оценить объективно насколько правильно я поступаю.

Решение проблемы

Обыграть в сказке

Ребенок падает в магазине в истерике «Купи! Купи!». Мама тащит его от зрителей и нравоучает, призывает к стыду, к совести. Это один вариант. Другой – мама заранее рассказывает малышу сказку: «Жил-был мальчик. Звали его Петя (любое имя). Однажды он заразился очень страшной болезнью. Как зайдет в магазин, так и падает на пол, ногами сучит, кричит. Жуть! Все люди обходили его стороной. Как думаешь чем можно ему помочь? (вопрос ребенку) Как вылечить?» Как правило, дети придумывают сами «лекарство»: дать в руки волшебный камешек, дать рулить тележкой в магазине самостоятельно, положить в рот леденец и т.д. и т.п. Каждый малыш давно уже волшебник! Родителям остается только сделать то, что решил малыш при очередном походе в магазин. И все!

Истерика в магазине – что делать

Представим себе такую ситуацию. Вы идёте с ребёнком в магазин, и он начинает выпрашивать у вас игрушки (все подряд) или с тарзановым воплем носиться по магазину (вырвался на свободу). Говорят, что некоторые дети даже валятся на пол, истошно орут и бьются головой об пол, когда им очень что-нибудь надо.

  1. Профилактика. Вовлекаем ребёнка в общественно полезный труд на благо семьи. В магазине есть, чем заняться любому малышу. Можно до выхода в магазин составить список покупок, которые делает ребёнок. Не умеет читать - рисуем. Бегать уже не будет, выпрашивать тоже. Ведь есть цель.
  2. Если всё-таки расшумелся. Сразу реагировать на такое поведение не нужно, лучше сначала досчитать до 10, а уже потом действовать. Эмоции в сторону.
  3. Выражаем своё неодобрение поступка, а не личности. «Мне не нравится, как ты себя ведёшь! Покупателям мешает, когда дети носятся по магазину и кричат».
  4. Заявляем о своих ожиданиях. «Мне бы хотелось, чтобы ты помог мне. Тогда мы успели бы ещё погулять, поиграть, порисовать, почитать и т.д.»
  5. Если не успокаивается, предоставляем выбор. «Либо ты ходишь спокойно, либо мы уходим из магазина и ничего не покупаем».
  6. Если и это не помогает, осуществляем действие четвёртое. То есть, уходим домой.
  7. Предоставляем возможность ребёнку самому испытать последствия своего плохого поведения. Например, в следующий раз не брать его с собой, напомнив о его поведении. Это можно сделать примерно так:

Ребёнок. Почему мне нельзя с тобой.

Родитель. Ты сам можешь сказать, почему.

Ребёнок. Потому что я бегал по магазину?

Родитель. Ты правильно догадался.

Ребёнок. Прости меня. Я больше так не буду.

Родитель. У тебя ещё будет возможность доказать это.

Свобода выбора

- Мам, ты нам с Наташей купишь куклу? С телефоном?

- Вряд ли.

- Она дорогая, да?

- Да не очень. Но мы же только что ролики купили.

- А завтра куклу, да?

- Понимаешь, какое дело. Вот представь, что на кухне лежит одна котлета. Ее можешь съесть ты, Наташа, Эльза (собака наша). До нее могут добраться хомяки…

- Хи..

- Но если ты от нее откусишь хотя бы кусочек, Наташа уже не сможет съесть целую котлету, да?

- Да. Дальше?

- Вот и с деньгами. Есть некоторое количество денег. На них можно что-то купить, но не одновременно. Мы купили ролики. Можно, конечно, их продать и купить. Сколько кукла стоила?

- 200 рублей ( это Наташа)

- Ага. Таак, за ролики отдали 1500…

- Можно купить 7 с половиной Барби! (опять старшая)

- Ну как, Майя, продаем ролики? И будет у тебя целых 7 кукол… и все с телефонами…

( к вопросу об уже обсуждавшейся свободе выбора. Я ведь действительно продала бы ролики и купила кукол - двигаются мои девчонки и так достаточно много, не критично и «пешком» побегать)

- Не, ролики оставляем!

Семейный бюджет

Вообще-то мы с ним довольно бедные, и после необходимых расходов у нас оставалось денег всего лишь на одну крупную игрушку или две-три мелких… И часто я ему «советовала» что лучше купить, причем советовала дома, потому что непосредственно в магазине у него глаза разбегались и покупали мы совершенно не то что хотели… Ну и ладно.. Да и вообще распоряжаться деньгами собственно и не приходиться, приходиться ждать очередной зарплаты, чтобы купить давно желаемую вещь…

А с какого возраста я говорила ему: вот с этой получки у тебя столько то денег - причем приводила все расчеты - сколько на квартиру, сколько на одежду, сколько на еду - да с того, как цифры начал понимать - лет с трех, а то и раньше..

Ты очень хочешь или немножко?

Мой вариант реакции на "купи"- со старшими отлично сработал, ввожу уже с младшим. Ну, капризы у нас не работают, естественно!

Когда мне - спокойно! - говорили, что, мол, хочу какую-то игрушку, я присаживаясь на корточки, чтобы оказаться на уровне глаз - спрашивала «Ты очень-очень-очень хочешь или так, хочешь, но немножко?» При этом у нас с ними была установлена заранее - до соблазнов магазина, что у них есть право сказать мне, что да, «очень-очень хочу!» И вот на это «очень-очень» я очень старалась их просьбу выполнить! И была крайне удивлена - по итогам их детства - что они этим правом пользовались крайне редко. Хотя - честно - не знаю, как бы я реагировала на их частое «очень-очень».

В результате у старшей вылилось - она подростком учила младшую сестру - «Когда ты чего-то хочешь, ты просто намекни (проинформируй), а дальше молчи изо всех сил - тогда тебе наверняка купят! А если клянчить, то вряд ли».

  • Книга для родителей
  • Как реагировать на проблемное поведение ребенка
  • Купи! Требует ребенок

Комментарии (1):

ирина, 09 ноября 2014 г. в 08:28
Да, очень правильно по-моему.

Материалы по теме:

31 мая 2019 г.
Как научить детей вежливой просьбе вместо раздражающего ора
Как родителям вернуть власть в свои руки? Как приучить детей к вежливому и спокойному формату изложения своих желаний?
01 окт. 2022 г.
Давать или не давать детям деньги? (Светикова)
Во времена моего детства вопрос, нужно ли давать детям карманные деньги, родителей «не мучил». Деньги и дети были понятиями несовместимыми. Существовал даже своеобразный миф: деньги – самая грязная на свете вещь. Они побывали в руках миллионов людей, и на них неимоверное количество микробов. Детям их лучше вообще не трогать. Иначе можно «подцепить» какую-нибудь ужасную болезнь.
01 янв. 2013 г.
Деньги за хорошее поведение ребенка
Вырастить ребенка — требуются деньги. Сначала пеленки-распашонки, соски-бутылочки, смеси-пюрешки, а потом домики для Барби, радиоуправляемые машинки, велосипеды, игровые приставки и далее компьютеры, коммуникаторы, куртки, сапожки, золотые сережки.
01 янв. 2013 г.
Дети и деньги
Дети и деньги - у этой проблемы несколько сторон. Одна из них - карманные деньги ребенка и подростка. Зачем ребенку карманные деньги?Давать или не давать? Можно встретить аргументы и за, и против. Мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными.
01 окт. 2022 г.
Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик
Детское «Купи!» вызывает целую бурю необъяснимых эмоций у взрослых. Родители готовы назвать своих чад попрошайками, жадинами, бессовестными транжирами даже за просьбу купить мелочь, вполне доступную семейному бюджету. Или наоборот, испытывают такое необъяснимое чувство вины перед ребенком, что готовы бежать в ближайший магазин за совершенно ненужной вещью...
01 янв. 2010 г.
Как себя вести, если ребенок постоянно просит «Купи!»
Каждый из родителей когда-нибудь слышит от своего ребенка эту просьбу в первый раз. Кажется в этот момент, что требованиям теперь не будет конца. Начинаешь предвидеть самое плохое: откликнешься на первую просьбу, и дальше придется удовлетворять все покупательские потребности своего отпрыска. Так ли это на самом деле?;;
01 янв. 2013 г.
Карманные деньги для ребенка
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки.
01 окт. 2022 г.
Практикум: детское «Купи!»
Мама с маленьким Димкой возвращается после похода на рынок, на обратном пути заходят в продуктовый магазин. Мальчик видит на витрине пирожные и начинает уговаривать маму купить их. Мама не хочет покупать пирожные потому что не хочет, чтобы ребенок перебивал аппетит. Они ведь идут домой – дома она его и покормит. Но мальчик не слушает маму и начинает капризничать.
01 янв. 2013 г.
Ребенок просит ХВОХ
Разговоры с детьми, построенные по методу Сократа, занимают очень много времени и не гарантируют, что приведут к нужному результату. Однако в отличие от коротких родительских распоряжений, такие разговоры учат детей думать и помогают в большей степени понимать родителей. 
26 сент. 2018 г.
Родители, купите мне беговел! Как обсуждать покупки с детьми
Что делать, когда ребенок все время ноет и канючит: «Родители, почему вы мне не покупаете? Мама, купи мне это! Папа, купи мне то!»?