Дети и деньги

01 января 2013 г., 10:30

Деньги у ребенка могут быть и хорошим, и плохим решением.

Самое главное, от чего это зависит: какие отношения в семье? Если хорошие, все дружно, родители умные и родители в авторитете, то в такой семье любые эксперименты хороши. И эксперимент с деньгами в такой семье будет кстати - ребенок с его помощью будет учиться обращению с деньгами и многим другим полезным вещам. Если же с ребенком конфликты, ребенок не слушается, то попытки "купить" нормальное поведение ребенка деньгами - глупость и вред.

​​​​​​​Не менее важный вопрос: сохраняется ли в вашем эксперименте с деньгами родительская власть и понимает ли ребенок, под какую задачу родители разрешают ему подобные заработки? Если ребенок думает, что теперь родители ему что-то "должны" и он теперь будет требовать себе положенное - такой эксперимент прекращайте сразу. Если же он понимает, что у него две задачи - 1) учиться хорошо и радостно вести себя в садике и 2) учиться правильно обращаться с деньгами, - то всё в порядке. Как эти задачи будут решены, деньги он перестанет получать. И пусть тогда думает, чем он еще хочет себя научить, если хочет зарабатывать деньги?

Дети и деньги - у этой проблемы несколько сторон. Есть деньги, которые ребенок может зарабатывать, есть деньги, которые ему родители выдают (карманные деньги).

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

По поводу карманных денег аргументы ЗА и ПРОТИВ следующие.

Аргументы против, которые приводят некоторые родители:

  • нецелесообразно - ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
  • слишком много внимания денежным вопросам - будет жадным, алчным;
  • если регулярно снабжать деньгами - станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает - не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
  • носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае - зависть других детей, в худшем - отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

  • ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
  • пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков - не станет рисковать во взрослой жизни;
  • если не давать - возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Вывод: не торопитесь высказываться на эту тему категорично. Бывают разные дети, разные семьи, разные ситуации, всегда нужно думать. Подумаем?

С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?

Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!

Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин. Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое. Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат - и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.

Сколько давать карманных денег?

Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент». Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали - выполните свое обещание.

Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше - раз в неделю; более взрослым - ежемесячно.

Как выдавать?

Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них - только одна):

  • в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
  • исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
  • регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
  • также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.

Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету. Что значит «с условием»? Первое - оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). Второе - родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

Нужно ли контролировать, куда ребенок тратит свои карманные деньги? Конечно. Вначале вы договариваетесь с ребенком, на что вы ему деньги даете (столько на транспорт, столько на еду, столько на развлечения), после вы должны понимать, насколько удачно вашему ребенка удается тратить деньги правильно. При этом умный контроль - всегда дифференцированный контроль. Что-то вы будете отслеживать (а вдруг?) как абсолютно недопустимое (деньги на булочки с маком потрачены на гашиш), что-то как допустимое (деньги на булочки с маком потрачены на булочки с повидлом), а что-то - как возможность радости (деньги на булочки с маком ваш ребенок сэкономил и купил маме на день рождения букет прекрасных цветов).

У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться, не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п. А как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?

Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: "Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать. Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, - это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.

Поощрять хорошую учебу деньгами - скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений. Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде по трудному предмету, сдача трудного экзамена) - можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители - помочь могут!

За что деньги платить можно - это платить детям 7-8 лет за прочитанные книги. Здесь понятно, за что конкретно платятся деньги, это создает ребенку базу для учебы, расширяет его кругозор и вызывает интерес к чтению. Начиная с 9 лет, он будет с удовольствием читать уже сам, без денег. Заметим при этом, что многим родителям удается вызвать интерес к чтению и без денег...

За постоянные обязанности по дому также платить деньги - нельзя: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит (должен вносить) свой вклад в домашнее хозяйство. Маме же никто не платит, за то что она готовит всем завтрак? При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают (строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка) и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера. Зачем же тогда платить мастеру, если это может сделать ваш сын? Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае - не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо - в зависимости от серьезности проступка.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю - пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет. Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению. Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.

Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.

Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.

​​​​​​​Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.

Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без - решается индивидуально).

  • Приучение ребенка к хорошим привычкам

Комментарии (2):

Гость, 12 июня 2018 г., 12:59

Отличная сказка детям о деньгах - "София и Финик в стране финансов". Сейчас, когда банки агрессивно проводят политику "карты - самым маленьким" и вообще расчеты картами все чаще доминируют над обычными, детям намного труднее становится строить отношения с деньгами. Из книги, по крайней мере, ребенку становится ясным, откуда берутся деньги на карте и как взаимосвязаны наличный и безналичный обороты.

Гость, 04 октября 2019 г., 20:01

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью. К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела. Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе. Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения. Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость. В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт. Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях. Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной. Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?! Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У нас в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея. Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники. Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение. Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани. Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили! Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель. Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать

Материалы по теме:

Картинка к "Чему дети готовы учиться за деньги"
01 окт. 2022 г.
Роланда Фрайера-старшего бросила жена. Его сын, Роланд-младший, рос на улице, так что когда отца арестовали по обвинению в изнасиловании, 16-летний подросток уже знал, как внести залог за его освобождение. По сравнению с отцом, продавцом копировальной техники, Роланд-младший был опытным преступником: он торговал марихуаной и не расставался с пистолетом. Но повезло ему больше: он так хорошо играл в баскетбол и американский футбол, что получил спортивную стипендию в одном из техасских университетов.
0Подробнее →
Картинка к "Давать или не давать детям деньги? (Светикова)"
01 окт. 2022 г.
Во времена моего детства вопрос, нужно ли давать детям карманные деньги, родителей «не мучил». Деньги и дети были понятиями несовместимыми. Существовал даже своеобразный миф: деньги – самая грязная на свете вещь. Они побывали в руках миллионов людей, и на них неимоверное количество микробов. Детям их лучше вообще не трогать. Иначе можно «подцепить» какую-нибудь ужасную болезнь.
Картинка к "Деньги за хорошее поведение ребенка"
01 янв. 2013 г.
Вырастить ребенка - требуются деньги. Сначала пеленки-распашонки, соски-бутылочки, смеси-пюрешки, а потом домики для Барби, радиоуправляемые машинки, велосипеды, игровые приставки и далее компьютеры, коммуникаторы, куртки, сапожки, золотые сережки.
Картинка к "Как себя вести, если ребенок постоянно просит «Купи!»"
01 янв. 2010 г.
Каждый из родителей когда-нибудь слышит от своего ребенка эту просьбу в первый раз. Кажется в этот момент, что требованиям теперь не будет конца. Начинаешь предвидеть самое плохое: откликнешься на первую просьбу, и дальше придется удовлетворять все покупательские потребности своего отпрыска. Так ли это на самом деле?;;
Картинка к "Карманные деньги для ребенка"
01 янв. 2013 г.
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.
Картинка к "Прогулы школы: как мотивировать ребёнка"
01 апр. 2017 г.
Причины пропуска уроков могут быть разными, например, конфликт с одноклассниками или учителем, трудности в усвоении программы. В этой статье я рассматриваю только одну причину - неосознанность. Мне много лет в школе и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних приходилось работать с «трудными» подростками, которые регулярно прогуливали или постоянно не посещали школьные занятия. А в это время гуляли, употребляли наркотики, воровали, грабили, совершали разбой.
Картинка к "Зарплата для сына"
18 апр. 2017 г.
Сегодня мой 5-ти летний сын Егор впервые полноценно выбрал и купил себе настольную игру, я же выступил только как курьер. Игра "Король Токио" стоила 1600р, и он честно заработал на неё, ходя на "работу".