Деловой формат
Деловой формат — совокупность требований к стилю поведения и общения, когда люди заняты делом. Как правило, дисциплина внутренняя и внешняя, учет субординации, ответственность, целесообразность, учет времени. «Ничего личного».
Видео «Деловой формат и личные обиды» (из «Дьявол носит Прада») — взгляд делового человека на личные отношения.
Выходит за рамки делового формата:
- импульсивность,
- неконтролируемые и нецелесообразные эмоции (особенно негативные),
- разборки отношений,
Интонации и формы обращения делового формата
Наиболее эффективными интонациями и формами обращения делового формата являются:
- Посоветоваться и согласовать интересы
- Нейтрально выраженная обоснованная просьба
- Энергичное деловое предложение
- Информация о желании и конкретное распоряжение
- Инструкция
- Недовольство и требование.
Уместность делового формата
Деловые люди, находящиеся в деловых отношениях, не всегда выбирают деловой формат общения. Деловой формат полезен и обязателен с хитрюгами, жучилами и разгильдяями, а также людьми не очень внутренне ответственненными, — поскольку этот формат строг и ограничивает обе стороны в маневрах. Если же руководителю не нужно себя ограничивать и его привлекает большая свобода, он может выбрать и более личный формат общения. Как правило, опытные руководители используют оба эти формата, и чем более высок корпоративный дух организации, тем легче руководитель может позволить себе личный формат общения.
В личных отношениях деловой формат уместен, когда его принимают (к нему приучены) обе стороны. Он позволяет много сделать, но делает отношения менее душевными.
Как вести себя в рамках делового формата
- Следить за внешностью: прямая осанка, опрятный внешний вид, подтянутость и собранность.
- Эмоции на полутонах — сдержанно, спокойно, по делу: без всплесков.
- Внимание концентированное, взгляд цепкий, не «плавает».
- Одинаковый объем внимания к каждому участнику и к себе равномерно. Поддержание своего статуса. Объективность и четкость.
- Устанавливать правила общения, самому четко исполнять установленные правила.
- Общение по делу, есть цель общения, общение — результативное.
- Уважительное отношение к ценностям окружающих, отсутствие резких, необоснованных оценок: «Ерунда!», «Фигня!», «Черт знает что!»