Деловое общение
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Ты по делу или поговорить?
Деловое общение нацелено на внешний, как правило предметный результат (согласовать сроки, регламент, цены, разобраться в ситуации и наметить план...) и имеет свой строгий, деловой формат. Деловое общение — осознано результатно и избегает всего, что от результата отвлекает: в первую очередь избегает ненужных эмоций и привычки «просто поговорить». Деловое общение со своим лозунгом «Ничего личного!» — особое искусство, им владеют не все, а многим деловой формат просто не близок.
Когда деловое общение происходит за пределами работы, это обычно напрягает женщин («Слушай, с тобой можно хоть когда-нибудь расслабиться?», а дети просто стараются убежать. «Ты по делу или поболтать?» — эти ожидания всегда лучше согласовывать.
Чтобы не было недовольств и недоразумений, предупреждайте, в каком стиле общения вы собираетесь общаться. «Да я просто так, соскучился, хочу с тобой поболтать!» или «У меня к тебе серьезный вопрос. Есть время обсудить?»
Если в процессе общения партнер сбивается, не злитесь, не обижайтесь и не обвиняйте, а попросите то, что вам нужно (нужный стиль общения) и убедитесь, что партнер вас действительно услышал. «Родной, пожалуйста, не придирайся к словам, мне просто хочется с тобой поговорить!» или «Я попросил бы изменить стиль разговора на более деловой. Это возможно?»
Деловые отношения как новый тип воспитания
Интереснейшая тенденция сегодняшнего времени — повышение роли бизнеса и деловых отношений в деле воспитания людей. Школа по факту сбросила с себя обязанность быть воспитателем, она теперь только предоставляет образовательные услуги. Семья все более старается дистанцироваться от дела воспитания, надеясь, что детей выучит жизнь. Если же жизнью оказывается телевизор и интернет, результаты воспитания более чем спорны. Кто же наших детей превращает (если превращает) во взрослых и разумных людей? Самым главным воспитателем все более и более оказывается деловая жизнь и требования бизнеса. Чем серьезнее и эффективнее бизнес, тем лучшим воспитателем он оказывается. Бизнес — это ответственность, и требование личной ответственности — это первое, с чем сталкиваются молодые люди и девушки в деловых отношениях.
Дома, в школе и даже в институте можно было играть дурочку, обижаться, рассказывать о своих психологических особенностях и рассеяно не следить за тем, что и как сказано и сделано, а точнее не сделано, но эффективный бизнес требует адекватности, учета ожиданий окружающих, собранности и максимальной эффективности. Руководителю эффективной компании нужны эффективные сотрудники, и если в готовом виде таких сотрудников на рынке нет, руководитель организует обучение, постепенно через тренинги, семинары и организацию рабочего процесса прививая сотрудникам необходимые компетенции: развивая навыки общительности, умение слушать собеседника, задавать точные и работающие на цель вопросы, проводить презентации и адекватно вести себя на рабочих совещаниях, думать о последствиях своих реплик и — вскоре — психологически грамотно уже обучать других сотрудников, постепенно становясь не просто взрослым и адекватным человеком, но лидером и руководителем.
Стиль и культура делового общения сегодня тот остров, который противостоит лавине безграмотности и негативу интернета, та скала, которая выдерживает натиск магии и суеверий. Подруге можете рассказывать о своих чувствах и интуиции, но кладя на стол шефу свой проект, вы представите в нем обоснованный бизнес план с расчетом возможных рисков и величиной рентабельности.
Именно школа делового общения все в большей степени становится тем ледоколом, которая трансформирует бытовое общение, вводя в него понятие цели и результата, стратегий и приемов. Техники ведения переговоров начинают переноситься в область разрешения семейных конфликтов, методы воспитания сотрудников начинают эффективно работать в семье, в воспитании детей. Психология общения все в большей степени становится психологией коммуникации, а собеседники — коммуникаторами.