Обучение деловому общению

01 октября 2022 г. в 21:39

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

Когда вы привыкнете быстро переводить тяжелые проблемы в решаемые задачи, вас начнет тяготить склонность людей безрезультатно переживать, будет бить по глазам неконструктивность сотрудников и резать уши неграмотная постановка ими вопросов.

Переформулируйте эту проблему в задачу: что я могу сделать, чтобы окружающие меня люди чаще использовали тот же алгоритм и реже грузили себя (и меня) неграмотными вопросами и пустыми переживаниями?

Как минимум, не уподобляйтесь тем, чьи реакции кажутся вам глупыми: не возмущайтесь ими сами и не кидайте им критические замечания. Более разумными средствами обычно оказываются: 1) предварительное обучение, 2) оперативная (ситуативная) корректировка и, по возможности, оперативное обучение, 3) техничное «выруливание» — избегание проблемных ловушек.

Из этих вариантов оптимальным является предварительное обучение, а самым типичным — оперативная корректировка.

Распоряжение, которое будет выполнено

Отдавая распоряжение, руководитель должен быть уверен, что сотрудники действительно понимают, что, как и для чего они должны сделать. Но это полноценное понимание возможно только тогда, когда руководитель полноценно вводит их в курс дела, передавая им по сути всю продуманную им цепочку «проблема — цели — конкретные шаги». Поэтому ядро любого распоряжения составляют следующие пункты:

  • суть проблемы
  • задача
  • конкретные шаги ее реализации (обычно вместе с четким указанием, кто за что отвечает)
  • отчет о результатах (когда и в какой форме).

Реагирование на неподготовленные вопросы

 

 

Пока ваши сотрудники общаются неквалифицированно и не научились формулировать подготовленные вопросы, напрягать они вас будут часто. Типовая ситуация: вы даете распоряжение решить некоторую проблему (в компетенции сотрудника, но задача непростая и висит ответственность), а сотрудник говорит: "Да, вот только я не понимаю…" и "А вот это как?», — и, по сути, за вопросом вопрос здесь и сейчас (пока вы формулируете ему задачу) переваливает на вас решение этой проблемы.

Вы дали задачи ему, а он строит дурачка и, задавая неподготовленные вопросы, заставляет задачу решать вас. Вам это надо?

Что делать? В долгосрочной перспективе — такого сотрудника либо уволить, либо выучить, а пока предложить ему не обсуждать его «как» сейчас, а взять срок (например, сутки), чтобы к этому времени он пришел к вам уже со своим проектом решения (с вариантами решения). Обсуждая который, уже не он будет вам задавать вопросы «А вот это как?», а вы ему. А он вам будет подготовленно отвечать. Качественные сотрудники задают подготовленные вопросы!

Сотрудник обращается к руководству

 

 

Если у сотрудника появилась проблема и он решил обратиться к руководству за помощью в ее решении, то при грамотном подходе, если он хочет, чтобы руководитель понял его адекватно, он должен использовать логическую цепочку: «проблема — анализ причин — пути решения — средства». С учетом ролей «начальник— подчиненный» схема обращения в этом случае принимает следующий вид:

  • В чем проблема (данные: суть проблемы и ее последствия) — репортажное изложение, без ужасов и эмоциональных преувеличений, без повторов: четкие последовательные факты.
  • Варианты решения (желательно несколько). Иногда здесь имеет смысл разобрать причины (максимально конкретно и с выходом на «что делать») — но без категоричности и обвинений. Разборка с виноватыми делается в другой технике. А также в другой должности и в другом месте.
  • Что вам требуется от шефа (подсказки, кому-то звонки, деньги, и прочие его ресурсы)для исправления (ваше видение путей и средств) — только не настаивая, что именно это и немедленно. Это решает руководитель, а не вы.
  • Что готовы взять на себя вы (сделать сам) — в деловом стиле, не представляя себя за это героем.

Подробнее смотри Формат обращения за помощью.

Новые правила деловой переписки

  • Деловое общение
  • Виды, формы и методы обучения
  • Общение и влияние
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (3):

Гость, 17 октября 2014 г. в 21:07
Николай Иванович, хотелось бы узнать поподробнее про предварительное обучение и выруливание (конкретные методы и пара конкретных ситуаций)? Благодарю!
1 ответ
Н.И. Козлов, 17 октября 2014 г. в 21:53
Спасибо за вопросы. Пока выкладываю только то, что лежит в готовом виде. Остальное - попозже!
1 ответ
Гость, 20 октября 2014 г. в 09:11
Хорошо! Особенно интересно (чаще всего встречается) общение в формате тотальных претензий и постоянное отрицание (в виде "Нет, я согласен" и полное отсутсвие желания выслушивать чужую точку зрения). Спасибо Вам! Будем ждать с нетерпением Ваших замечательных статей!

Материалы по теме:

Картинка к "Деловая переписка"
20 янв. 2020 г.
Авторы книги предлагают новые правила делового письма: уважение к адресату и забота о его интересах. Письма, составленные по таким правилам, располагают к вам людей и помогают находить общий язык.
0Подробнее →
Картинка к "Алгоритм грамотного решения проблем"
01 окт. 2022 г.
Алгоритм грамотного решения проблем.
Картинка к "Качественные сотрудники задают подготовленные вопросы"
01 окт. 2022 г.
Подготовленные вопросы любят все деловые люди, правда под этим имеют в виду две достаточно разные вещи. В деловом общении или на совещании подготовленный вопрос - это организационный вопрос, согласованный со всеми ответственными лицами, где уже все ясно и с ресурсами, и со сроками. Другое дело - ситуация общения, где сотрудник позаботился, чтобы другому сотруднику (или руководителю) на его вопрос отвечать было легко. В это статье мы говорим именно об этом случае, о коммуникативно подготовленном вопросе.
Картинка к "Озадачивание проблемой"
01 окт. 2022 г.
К вам приходит «посоветоваться» сотрудник или близкий человек, чтобы озадачивать вас проблемами, которые они создают себе сами. Первая и обычная внутренняя реакция на это — тихая гордость: «Вот, со мной советуются… Ценят!», однако едва ли этот визит к вам есть признание вашей мудрости. Причина куда как более прозаична: люди думать не приучены, а когда кто-то выполняет эту работу за них — они довольны.
Картинка к "Практикум: «Оперативное обучение деловому общению»"
01 окт. 2022 г.
Если какой-то сотрудник имеет привычку излагать большинство вопросов невнятно, неконструктивно или обвинительно, создавая из любого мелкого вопроса большую проблему, не ждите, пока он наедет с этим на вас. Напротив того, дождитесь ситуации, когда он наедет на кого-то другого, но — неудачно, не результативно, а еще лучше — нарвался на неприятности.
Картинка к "Реагирование на неподготовленные вопросы"
01 окт. 2022 г.
Что касается делового общения, то, пока ваши сотрудники общаются неквалифицированно и не научились формулировать подготовленные вопросы, напрягать они вас будут часто. Типовая ситуация: вы даете распоряжение решить некоторую проблему (в компетенции сотрудника, но задача непростая и висит ответственность), а сотрудник говорит: "Да, вот только я не понимаю…" и "А вот это как?», — и, по сути, за вопросом вопрос здесь и сейчас (пока вы формулируете ему задачу) переваливает на вас решение этой проблемы.
Картинка к "Реагирование на озадачивание проблемой"
31 дек. 2004 г.
Если к вам когда-то подходят люди (сотрудники, или близкие люди) и начинают с «Хочу посоветоваться…», будьте внимательны. Если после этого они излагают конструктивную программу и четко указывают, по каким пунктам они хотели бы услышать ваше мнение — ответьте на запрос по существу. Если же после этого начинается песня: «Ой, я не знаю…», отнеситесь к этому так, как будто они просто что-то важное — забыли.
Картинка к "Руководитель обращается к сотруднику"
01 окт. 2022 г.
Суть взаимодействия руководителя и сотрудников — это обмен проблемами. Обработав свалившуюся на организацию проблему, шеф раскидывает ее между сотрудниками, повесив на каждого выполнение какой-то ее части.
Картинка к "Сотрудник обращается к руководству"
01 окт. 2022 г.
Если у сотрудника появилась проблема и он решил обратиться к руководству за помощью в ее решении, то при грамотном подходе, если он хочет, чтобы руководитель понял его адекватно, он также должен передать ему всю ту же самую цепочку: «проблема — анализ причин — пути решения — средства».