Практикум: «Оперативное обучение деловому общению»
Оперативная корректировка
Если какой-то сотрудник имеет привычку излагать большинство вопросов невнятно, неконструктивно или обвинительно, создавая из любого мелкого вопроса большую проблему, не ждите, пока он наедет с этим на вас. Напротив того, дождитесь ситуации, когда он наедет на кого-то другого, но — неудачно, не результативно, а еще лучше — нарвался на неприятности.
Ваши действия:
- поддержите, посочувствуйте (если надо),
- мягко остановите эмоциональный поток и предложите поискать другие возможности и пути.
– Я могу попробовать сыграть за тебя: может быть, мой вариант окажется более удачным?
Обычно интерес есть, и если вы показали удачно, человек будет готов выслушать и алгоритм в целом.
Для закрепления первого урока желательно устроить и второй такой же урок, когда вы находитесь в стороне от проблемной ситуации.
Третий урок можно устроить на себе, когда человек начинает вываливать вопрос на вас, громоздя эмоции на проблемы.
Ваши действия:
- Улыбнулись, продышались, у себя отследили состояние спокойного присутствия, возбужденного человека — остановили.
- А теперь поддержите эмоционально (добрые слова, улыбка) и подскажите как надо (в конструктиве).
Люди привыкли реагировать тогда, когда проблемная ситуация возникла, когда человек уже совершил ошибку. В этом случае и простая корректировка поведения, и предложение научить более эффективной стратегии обычно воспринимается очень лично, как наезд, и вместо готовности учиться вы чаще встретиться варианты защитно-агрессивного поведения.
Поэтому, по возможности, чаще используйте предварительное обучение: лучше потратить два часа (в общей сложности) на обучение, но сэкономить кучу нервов и десятки часов будущих разборок.