Качественные сотрудники задают подготовленные вопросы

01 октября 2022 г. в 21:31

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

 

Подготовленные вопросы любят все деловые люди, правда под этим имеют в виду две достаточно разные вещи. В деловом общении или на совещании подготовленный вопрос - это организационный вопрос, согласованный со всеми ответственными лицами, где уже все ясно и с ресурсами, и со сроками. Другое дело - ситуация общения, где сотрудник позаботился, чтобы другому сотруднику (или руководителю) на его вопрос отвечать было легко. В это статье мы говорим именно об этом случае, о коммуникативно подготовленном вопросе.

Подготовленный вопрос - это вопрос, в котором уже заложены удобные для собеседника ответы. Подготовленный вопрос для собеседника удобен - в отличие от вопроса неподготовленного, который ставит собеседника в тупик, задает ему дополнительную (то есть совершенно лишнюю) работу, а то и представляет собеседника в непривлекательном свете.

Например, критическое возмущение: «Почему же вы приняли такое решение, если видели, что…?» - есть типичный пример не просто неудобного, но и достаточно конфликтного вопроса: он представляет руководителя дураком (действительно, видел, к чему это приведет, а принял такое решение. Дурак, да?). В этом смысле неподготовленный вопрос мало чем по факту отличается от негативной манипуляции. Отличие их только в том, что авторы дурацких вопросов вредных целей не преследуют, все проще: они просто об удобстве собеседников не думают.

Подготовленный вопрос в аналогичной ситуации был бы построен по-другому и мог бы звучать например так: «Я хотел бы лучше понять. Можно было поступить так и так, за первое - такие аргументы, за второе - такие. Какие были еще дополнительные основания, что вы решили поступили так?»

В этом случае руководитель не дурак и вопрос к нему не конфликтен. И если у руководителя есть время и желание вам ситуацию разъяснить, на такие вопросы он будет отвечать вам охотно, потому что тут виден человек думающий и реально заинтересованный.

Есть большая разница, как сотрудник уточняет у руководителя то, что ему непонятно. Туповатый вопрос: «Что вы имеете в виду?» заставляет практически любого руководителя напрягаться. Действительно, что он имел в виду, если его слова остались, похоже, совсем непонятыми? Это вопрос сырой, для руководителя неудобный, вопрос - неподготовленный. Другое дело, когда сотрудник спрашивает вдумчиво: "Вы имеете в виду в большей степени это или то?" Это уже лучше. Это уже - подготовленный вопрос, и на такой вопрос руководитель может ответить даже кивком головы, совершенно ее не напрягая.

Что, естественно, почти любого руководителя радует. И дело тут не в природной лени: просто напряжений в работе, как правило, хватает и так, искусственно добавлять их никакой нужды нет.

Если человек, прежде чем задать вопрос, ситуацию продумал, постарался собрать всю доступную ему нужную информацию, определился для себя с тем, чтобы он хотел и какие есть хоть какие-то варианты решения (плохой вариант решения и ужасный вариант решения - это уже варианты), то с ним разговаривать проще. Если вы хотите, чтобы с вами разговаривали и это было продуктивно - подготовьтесь. Подготовленные вами вопросы делают общение более продуктивным и более приятным, по крайнее мере для вашего собеседника.

Подготовленный вопрос, предлагая человеку альтернативы ответов, тем самым и подсказывает ответы желательные, "правильные". Если подсказка нужного ответа и было главной задачей такого вопроса, то такой подготовленный вопрос точнее называть подсказывающим. А применяемую технику — техникой подсказывающего вопроса.


Задавая вопросы, я стараюсь сделать вопрос понятным и удобным для ответа.
Я не задаю вопросы, на которые не ответит никто.
Вначале я думаю сам и озвучиваю собеседнику ход своих мыслей: что я знаю по этому вопросу и что хотел бы уточнить.
Разворачивая вопрос, я стараюсь привести варианты устраивающих меня ответов.
Получив ответ, я благодарю собеседника даже в том случае, если ответ меня не удовлетворил.

 

  • Позиция Синтона
  • Руководство
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Алгоритм грамотного решения проблем"
01 окт. 2022 г.
Алгоритм грамотного решения проблем.
0Подробнее →
Картинка к "Обучение деловому общению"
01 окт. 2022 г.
Когда вы привыкнете быстро переводить тяжелые проблемы в решаемые задачи, вас начнет тяготить склонность людей безрезультатно переживать, будет бить по глазам неконструктивность сотрудников и резать уши неграмотная постановка ими вопросов. Переформулируйте эту проблему в задачу: что я могу сделать, чтобы окружающие меня люди чаще использовали тот же алгоритм и реже грузили себя (и меня) неграмотными вопросами и пустыми переживаниями?
Картинка к "Практикум: «Оперативное обучение деловому общению»"
01 окт. 2022 г.
Если какой-то сотрудник имеет привычку излагать большинство вопросов невнятно, неконструктивно или обвинительно, создавая из любого мелкого вопроса большую проблему, не ждите, пока он наедет с этим на вас. Напротив того, дождитесь ситуации, когда он наедет на кого-то другого, но — неудачно, не результативно, а еще лучше — нарвался на неприятности.
Картинка к "Реагирование на неподготовленные вопросы"
01 окт. 2022 г.
Что касается делового общения, то, пока ваши сотрудники общаются неквалифицированно и не научились формулировать подготовленные вопросы, напрягать они вас будут часто. Типовая ситуация: вы даете распоряжение решить некоторую проблему (в компетенции сотрудника, но задача непростая и висит ответственность), а сотрудник говорит: "Да, вот только я не понимаю…" и "А вот это как?», — и, по сути, за вопросом вопрос здесь и сейчас (пока вы формулируете ему задачу) переваливает на вас решение этой проблемы.
Картинка к "Словарь вашей компании"
01 мая 2019 г.
«Компании-жертвы» ищут причины, чтобы что-то не делать.
Картинка к "Сотрудник обращается к руководству"
01 окт. 2022 г.
Если у сотрудника появилась проблема и он решил обратиться к руководству за помощью в ее решении, то при грамотном подходе, если он хочет, чтобы руководитель понял его адекватно, он также должен передать ему всю ту же самую цепочку: «проблема — анализ причин — пути решения — средства».
Картинка к "Техника постановки вопросов"
01 окт. 2022 г.
Хорошо поставленный вопрос - это тот вопрос, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.