Качественные сотрудники задают подготовленные вопросы
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Подготовленные вопросы любят все деловые люди, правда под этим имеют в виду две достаточно разные вещи. В деловом общении или на совещании подготовленный вопрос — это организационный вопрос, согласованный со всеми ответственными лицами, где уже все ясно и с ресурсами, и со сроками. Другое дело — ситуация общения, где сотрудник позаботился, чтобы другому сотруднику (или руководителю) на его вопрос отвечать было легко. В это статье мы говорим именно об этом случае, о коммуникативно подготовленном вопросе.
Подготовленный вопрос — это вопрос, в котором уже заложены удобные для собеседника ответы. Подготовленный вопрос для собеседника удобен — в отличие от вопроса неподготовленного, который ставит собеседника в тупик, задает ему дополнительную (то есть совершенно лишнюю) работу, а то и представляет собеседника в непривлекательном свете.
Например, критическое возмущение: «Почему же вы приняли такое решение, если видели, что…?» — есть типичный пример не просто неудобного, но и достаточно конфликтного вопроса: он представляет руководителя дураком (действительно, видел, к чему это приведет, а принял такое решение. Дурак, да?). В этом смысле неподготовленный вопрос мало чем по факту отличается от негативной манипуляции. Отличие их только в том, что авторы дурацких вопросов вредных целей не преследуют, все проще: они просто об удобстве собеседников не думают.
Подготовленный вопрос в аналогичной ситуации был бы построен по-другому и мог бы звучать например так: «Я хотел бы лучше понять. Можно было поступить так и так, за первое — такие аргументы, за второе — такие. Какие были еще дополнительные основания, что вы решили поступили так?»
В этом случае руководитель не дурак и вопрос к нему не конфликтен. И если у руководителя есть время и желание вам ситуацию разъяснить, на такие вопросы он будет отвечать вам охотно, потому что тут виден человек думающий и реально заинтересованный.
Есть большая разница, как сотрудник уточняет у руководителя то, что ему непонятно. Туповатый вопрос: «Что вы имеете в виду?» заставляет практически любого руководителя напрягаться. Действительно, что он имел в виду, если его слова остались, похоже, совсем непонятыми? Это вопрос сырой, для руководителя неудобный, вопрос — неподготовленный. Другое дело, когда сотрудник спрашивает вдумчиво: «Вы имеете в виду в большей степени это или то?» Это уже лучше. Это уже — подготовленный вопрос, и на такой вопрос руководитель может ответить даже кивком головы, совершенно ее не напрягая.
Что, естественно, почти любого руководителя радует. И дело тут не в природной лени: просто напряжений в работе, как правило, хватает и так, искусственно добавлять их никакой нужды нет.
Если человек, прежде чем задать вопрос, ситуацию продумал, постарался собрать всю доступную ему нужную информацию, определился для себя с тем, чтобы он хотел и какие есть хоть какие-то варианты решения (плохой вариант решения и ужасный вариант решения — это уже варианты), то с ним разговаривать проще. Если вы хотите, чтобы с вами разговаривали и это было продуктивно — подготовьтесь. Подготовленные вами вопросы делают общение более продуктивным и более приятным, по крайнее мере для вашего собеседника.
Подготовленный вопрос, предлагая человеку альтернативы ответов, тем самым и подсказывает ответы желательные, «правильные». Если подсказка нужного ответа и было главной задачей такого вопроса, то такой подготовленный вопрос точнее называть подсказывающим. А применяемую технику — техникой подсказывающего вопроса.
Я не задаю вопросы, на которые не ответит никто.
Вначале я думаю сам и озвучиваю собеседнику ход своих мыслей: что я знаю по этому вопросу и что хотел бы уточнить.
Разворачивая вопрос, я стараюсь привести варианты устраивающих меня ответов.
Получив ответ, я благодарю собеседника даже в том случае, если ответ меня не удовлетворил.