Вопрос

01 октября 2022 г. в 21:53

Автор: Елена Роулингс-Смит, психолог

Преподаватель Университета практической психологии

Вопрос - озвученная устно или начертанная письменно фраза (или слово), которая побуждает собеседника высказываться в ответ, принять какое-либо решение, а также поступать (действовать или бездействовать) тем или иным способом. Вопрос может произноситься с целью выяснения какой либо информации, а также для ряда других целей как в бытовой, так и в профессиональной коммуникации.

Если вопрос произносят вслух, то используют характерную вопросительную интонацию. На письме вопрос выделяют вопросительным знаком. Тот, кто задает вопрос обычно ожидает какой-либо реакции собеседника. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется, так как он содержит утверждение.

Люди задают вопросы, когда им что-то интересно, когда им что-то непонятно и когда с помощью вопроса они хотят получить от вас какую-то помощь. Задавать вопросы обычно легко, а вот отвечать на них – по разному. Некоторые вопросы звучат как комплименты и украшают общение, другие ставят собседника в тупик и общение напрягают. Сразу скажем, что самые приятные для собеседника - это подготовленные вопросы.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных типов вопросов.

Открытые вопросы. Предполагают, что человек, отвечая на них, даст тебе много собственной информации, раскроет своё видение, опишет что-то. Например: «Почему ты написал творческую работу на эту тему?» или «Зачем ты учишься в УПП?». Такие вопросы сложно сделать по форме подготовленными, но важно уложить собеседника в рамки «подготовленного ответа». То есть, чтобы он отвечал именно на твой вопрос, не уходил в детали слишком глубоко, ценил время.

Закрытые вопросы подразумевают лаконичный ответ, как правило, «да» или «нет», либо что-то конкретное. «Ты согласен со мной?», «Ты сдашь учебную работу в срок?». Задавая такие вопросы, тебе легче контролировать ход беседы. Они идут с позиции «сверху». Можно подготовить аргументы, завершив их закрытым вопросом, на который собеседник ответит. Тем не менее, довольно сложно сформулировать подготовленный закрытый вопрос.

Изучающие (осведомительные) вопросы. Цель – уточнить детали и мнение собеседника. «Как ты считаешь, сколько времени следует уделить выполнению этого упражнения?», «Что для тебя было самым интересным в вебинаре?», «Чем я могу тебе помочь?».

Альтернативные вопросы. Предполагают выбор. «Ты посоветуешь присоединиться к онлайн-дистанции у В.Саломасова или Э.Гончаровой?». Такой вопрос можно сделать подготовленным, если прописать плюсы и минусы каждого из вариантов. Тогда собеседник услышит твои аргументы, и ему будет проще высказать своё мнение.

Наводящие вопросы – это вариант подготовленного вопроса. В нем есть обоснование и уже заложены удобные ответы. «Сегодня воскресенье, завтра нам рано вставать, да и погода не айс. Может, нам лучше остаться дома?» или наоборот: «Посмотри, какой шикарный вечер, да и дел у нас нет. Самое время погулять, да?» Вопросы с нажимом похожи на наводящие, но более эмоционально окрашены. Такой вопрос может содержать конфликтогены. «Неужели ты думаешь, что человек без высшего образования может справиться с этим заданием?».

Гипотетические вопросы не всегда вяжутся подготовленными. В таких вопросах формулируется еще не имевшая место ситуация, и собеседник должен предположить, к чему она приведет. Если собеседник посмотрит на вопрос, как на задачу, то разговор может получиться интересным и конструктивным. «Что ты расскажешь, если тебя пригласят на телевидение дать интервью про УПП?», «А если ты будешь вести вебинар, и вдруг компьютер сломается?».

Риторические вопросы – неподготовленные вопросы. Отвечая на такой вопрос, человек, скорее всего, не прийдет к дельному и верному решению. Вообще, по значению риторический вопрос – не требующий ответа. Тем не менее, в жизни их часто задают, чтобы подумать, просто поговорить. «Где же граница между любовью и дружбой?», «В чем истина?» Если ты отследил, что вопрос, который тебе задали – именно риторический, на который невозможно ответить, то стоит уточнить у собеседника, этот ли вопрос он хотел задать и какой ответ хотел получить.

Вопросы бывают разные, и далеко не каждый вопрос можно переформулировать в подготовленный. А вот учиться этому стоит, потому что подготовленный вопрос — это внятный вопрос, в котором автор позаботился, чтобы другому человеку отвечать на него было легко.

Конечно, если задуматься и постараться, то можно сделать подготовленным любой вопрос. И попросить, чтобы вопрос, обращенный к тебе, был более подготовленным. Однако, не стоит зацикливаться на алгоритме «в чем вопрос – что понятно – что непонятно». Жизнь гораздо шире и богаче любых схем! Главное, чтобы общение было синтонным, тогда и неподготовленный вопрос можно очень приятно и плодотворно обсудить.

  • Коммуникация
  • Профессиональная коммуникация
  • Автор Елена Роулингс-Смит

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Качественные сотрудники задают подготовленные вопросы"
01 окт. 2022 г.
Подготовленные вопросы любят все деловые люди, правда под этим имеют в виду две достаточно разные вещи. В деловом общении или на совещании подготовленный вопрос - это организационный вопрос, согласованный со всеми ответственными лицами, где уже все ясно и с ресурсами, и со сроками. Другое дело - ситуация общения, где сотрудник позаботился, чтобы другому сотруднику (или руководителю) на его вопрос отвечать было легко. В это статье мы говорим именно об этом случае, о коммуникативно подготовленном вопросе.
0Подробнее →
Картинка к "Решение, поиск и принятие решений"
01 окт. 2022 г.
Волевой акт, внесение определенности. Когда решение принято, большинство эмоций уходит. 
Картинка к "Техника постановки вопросов"
01 окт. 2022 г.
Хорошо поставленный вопрос - это тот вопрос, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.