Техника постановки вопросов
Хорошо поставленный вопрос - это тот вопрос, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.
Спрашивать значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации. Спрашивать - значит проявлять интерес к партнеру по общению и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо коммуникации партнер насторожится, закроется, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (формулировать) вопросы.
Умение ставить вопросы - важнейший коммуникативный навык.
Информация не всегда поступает в том объеме, как хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела.
Той или иной постановкой вопроса можно достич разных целей:
- Заинтересовать собеседника и дать ему возможность высказаться, чтобы он сам предоставил вам нужную информацию.
- Активизировать партнера по общению и от собственного монолога перейти к диалогу с ним, что более результативно при деловом общении.
- Направить процесс обмена информацией в русло, соответствующее вашим планам и интересам.
- Перехватить и удерживать инициативу в общении.