Подкрепление
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Подкрепление — это мгновенная, позитивно или негативно влияющая, реакция обучающего (или внешней среды) на определенное действие обучаемого.
В этом определении важны все элементы.
«Мгновенная» — оценка действия обучаемого должна быть действительно мгновенной, чтобы тот мог точно связать ее с каким-то своим поступком. Если с установлением этой связи возникнут проблемы, корректировка поведения может пойти не тем путем, который планировал обучающий.
«Позитивно или негативно влияющая реакция» — позитивная реакция подскажет, что действовать в дальнейшем нужно также, как только что продемонстрировал «обучающийся», а негативная посоветует поискать другие варианты поведения.
«Обучающего или внешней среды» — «учителями» могут быть не только люди. Не зря же говорят: «Жизнь заставила».
«На определенное действие обучаемого» — помним, что подкрепление — это одновременно и реакция на поведение, и стимул к определенной дальнейшей деятельности.
Метод подкрепления внешне похож на метод наград и наказаний, но по сути отличается принципиально. Смотри статью
Подкрепление бывает положительное и отрицательное, прямое и косвенное, осознанное и нет, намеренное и стихийное, вторичное и частичное. Положительное подкрепление — то, чем закрепляется нужное и правильное поведение. Это может быть и одобрительный взгляд, и похвала, и вкусность (для животного). Отрицательное — то, чем предотвращаем поведение ненужное. При хорошем контакте обучающего и обучаемого отрицательным покреплением может стать просто суровый взгляд, если такого контакта нет — то резкая фраза, нахмуренные брови и др. Положительное и отрицательное подкрепление осуществляется повсеместно, хотя обычно носит неосознанный характер и чаще отрицается: «Ничего я не подкрепляла, я просто улыбнулась и похвалила». Подкрепление может происходить и влиять на поведение стихийно: ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет. Если же подкрепление кем-то осуществляется намеренно, оно, как метод подкрепления, носит уже другие имена: дрессировка, метод наград и наказаний, оперантное обусловливание, воспитание и др. Подкрепление бывает разовым и системным. Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет: тут хватило одного отрицательного подкрепления. В других случаях для получения устойчивого результата требуются повторения, требуется система подкреплений. Различают подкрепление прямое и косвенное. Косвенное подкрепление — это наблюдение за поведением других и того, к чему приводят последствия такого поведения. От базового подкрепления отличают вторичное подкрепление. Вторичное подкрепление — это ассоциативная связь ранее нейтральных событий и сигналов с событиями значимыми, вследствии чего ранее нейтральные сигналы и события сами начинают действовать как положительное или отрицательное подкрепление. Подкрепление бывает полным и частичным. При постоянном подкреплении поощрение выдается за каждую правильную реакцию. При частичном подкреплении поощрение выдается только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день.
Подкрепления — огромная и естественная часть нашей жизни.
Кошка в скинеровском ящике нашла педальку, нажала ее и вышла из клетки. Свобода в данном случае — подкрепление нажатия педальки.
Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет, произошло отрицательное подкрепление (разовое подкрепление).
Ребенок учится ударам карате и в момент хорошего удара слышит от тренера: Отлично! Хорошо! — это подкрепление (вторичное подкрепление).
Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем». Смотри Подкрепление в воспитании детей и Как пользоваться подкреплением