Косвенное подкрепление
Для того, чтобы новое поведение было скопировано, обычно не требуется никаких дополнительных усилий. Так или иначе, наблюдаемое поведение откладывается в памяти и создает некоторый внутренний шаблон, который затем воспроизводится. Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. Но то, как часто будет воспроизводиться скопированное поведение и будет ли оно воспроизводиться вообще, зависит от влияний среды, от подкреплений и наказаний, которые будут с этим поведением связаны.
И вовсе не обязательно эти влияния должны коснуться самого человека. Чаще всего, наблюдая за поведением других, мы видим также и последствия, которые возникают вслед за определенным поведением. Это наблюдение не проходит для нас бесследно. Человек (да и животные) вполне в состоянии делать для себя выводы из наблюдения за тем, какие последствия приобретает поведение других. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.
Сила косвенного подкрепления зависит от нескольких факторов. Во-первых, имеет значение наблюдаемый эффект подкрепления, то есть то, в какой степени вознаграждается или наказывается соответствующие способы поведения. Далее, важно также, чтобы наблюдаемый объект был более или менее похож на того, кто наблюдает, и чтобы наблюдаемое поведение было принципиально выполнимо.
Итак, практически у всех высокоразвитых живых существ в той или иной степени присутствует инстинкт подражания, заставляющий их копировать наблюдаемое поведение сородичей в играх и повседневной жизни. У людей чаще копируется поведение авторитетных персон, которым доверяют. Поведение больших групп (нормативное поведение) копируется в первую очередь и закладывает основу формирования социально нормативного поведения.
Если наблюдаемое поведение приводит к очевидному подкреплению, то вероятность повторения копируемого поведения возрастает, аверсивные стимулы также имеют значение.
У человека, помимо всего названного, существует еще один крайне важный механизм обучения на моделях. Так как многие стереотипы поведения могут быть описаны и зафиксированы в текстах, этими же текстами можно описать и подкрепляющие последствия, то сами эти тексты или же словесные (вербальные) инструкции могут быть основой обучения на моделях.