Косвенное подкрепление

01 октября 2022 г. в 21:34

Для того, чтобы новое поведение было скопировано, обычно не требуется никаких дополнительных усилий. Так или иначе, наблюдаемое поведение откладывается в памяти и создает некоторый внутренний шаблон, который затем воспроизводится. Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. Но то, как часто будет воспроизводиться скопированное поведение и будет ли оно воспроизводиться вообще, зависит от влияний среды, от подкреплений и наказаний, которые будут с этим поведением связаны.

И вовсе не обязательно эти влияния должны коснуться самого человека. Чаще всего, наблюдая за поведением других, мы видим также и последствия, которые возникают вслед за определенным поведением. Это наблюдение не проходит для нас бесследно. Человек (да и животные) вполне в состоянии делать для себя выводы из наблюдения за тем, какие последствия приобретает поведение других. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.

Сила косвенного подкрепления зависит от нескольких факторов. Во-первых, имеет значение наблюдаемый эффект подкрепления, то есть то, в какой степени вознаграждается или наказывается соответствующие способы поведения. Далее, важно также, чтобы наблюдаемый объект был более или менее похож на того, кто наблюдает, и чтобы наблюдаемое поведение было принципиально выполнимо.

Итак, практически у всех высокоразвитых живых существ в той или иной степени присутствует инстинкт подражания, заставляющий их копировать наблюдаемое поведение сородичей в играх и повседневной жизни. У людей чаще копируется поведение авторитетных персон, которым доверяют. Поведение больших групп (нормативное поведение) копируется в первую очередь и закладывает основу формирования социально нормативного поведения.

Если наблюдаемое поведение приводит к очевидному подкреплению, то вероятность повторения копируемого поведения возрастает, аверсивные стимулы также имеют значение.

У человека, помимо всего названного, существует еще один крайне важный механизм обучения на моделях. Так как многие стереотипы поведения могут быть описаны и зафиксированы в текстах, этими же текстами можно описать и подкрепляющие последствия, то сами эти тексты или же словесные (вербальные) инструкции могут быть основой обучения на моделях.

  • Виды подкреплений
  • Обучение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Альберт Бандура"
01 окт. 2022 г.
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.
0Подробнее →
Картинка к "Обучение на моделях, викарное научение"
01 окт. 2022 г.
И детям, и взрослым естественно копировать то поведение, которое они видят у других людей.
Картинка к "Подкрепление"
01 янв. 2006 г.
Подкрепление — это мгновенная позитивно или негативно влияющая реакция обучающего на определенное действие обучаемого.
Картинка к "Теория социального научения Альберта Бандуры"
01 окт. 2022 г.
Теория предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.