Обучение на ошибках

01 октября 2022 г. в 21:39

Фильм "Хороший год"

​​​​​​​​​​​​​​Обучение на чужих ошибках во многом аналогично обучению на образцах, только ошибки выступают в роли подсказки "как не надо".

Обучение на собственных ошибках

Ребенок учится на своих ошибках в том случае, если на его ошибки следует отрицательное подкрепление. Но если это отрицательное подкрепление даете лично вы, ребенок может отвлечься от своей ошибки и заняться вами, который ему уже враг. Если же отрицательное подкрепление идет от чего-то безличного, сердиться не на кого. И при этом никто не запрещает воспитателю создать как раз те обстоятельства, которые будут ребенка таким образом учить.

Пишет Руссо:

Я не только не старался бы предохранить Эмиля от ушибов, но даже был бы очень недоволен, если б он никогда не ушибался и рос, не зная боли. Если ребенок полетит на пол, он не сломает ноги; если ударит себя палкою, не переломит руки; если схватит острый нож, то сожмет его слабо и неглубоко порежет себя. Страдание — это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего.

Свобода, предоставляемая мною воспитаннику, обильно вознаграждает его за те незначительные неудобства, которым я его подвергаю. Вот маленькие шалуны, играющие на снегу: они посинели, окоченели, едва в состоянии шевелить пальцами. От них зависит пойти и обогреться, но они не делают этого; если их принудить к этому, то жестокость принуждения они почувствуют во сто раз сильнее жестокости холода.

Обучение на форсированных ошибках

Обучению на собственных ошибках можно помогать, усиливая удар от ошибки. Одно дело – допускать, чтобы ребенок знакомился с силами природы и учился подчиняться тому, что в жизни все равно происходит. Другое дело, когда воспитатель начинает использовать силы природы, когда ему нужно к чему-то подвести своего воспитанника. Естественные отрицательные подкрепления можно искусственным образом усиливать, форсировать, чтобы учеба происходила эффективнее.

Выстраивание негативных последствий нежелательного поведения

Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативных последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения, на собственных ошибках. Постепенно, он учится при этом ответственности. См.

Поражения как уроки

Выигрывать получается не всегда. Если вы проиграли, полезно вспомнить высказывание главного винодела из кинофильма «Хороший год», когда он обратился к своему подрастающему племяннику: «Мужчина должен принимать свое поражение с тем же изяществом, с каким празднует победу. Придет время и ты поймешь, что человека учат не победы - именно проигрыши становятся источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее. Жизнь такова, поражения неизбежны, и надо стараться, чтобы они не стали правилом…». См.


Файлы:
  • Обучение на ошибках

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Метод естественных последствий
За свои решения ребенок должен платить сам, обучаясь на собственных ошибках. Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативными последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения. На собственных ошибках. Он учится при этом ответственности.
13 мая 2014 г.
Методы воспитания детей
Основные методы прямого воспитания, это рассказ и внушение, показ и объяснение, обучение и приучение.
01 окт. 2022 г.
Отрицательное подкрепление своих ошибок
В жизни ошибки неизбежны, и ругать себя за них - непродуктивно. Важнее поддержать себя, подумать над происшедшим и принять решение, которое поможет вам в будущем подобных ошибок избежать. В целом, важнее приучить себя жить и развиваться на позитивной мотивации. Тем не менее, отрицательное подкрепление своих ошибок - достаточно эффективный метод работы над собой.
01 окт. 2022 г.
Воспитание жизнью
Воспитание жизнью — влияние на личность и поведение ребенка, происходящее вне прямых воспитательных воздействий со стороны родителей и других взрослых.