Умение

01 октября 2022 г. в 21:51

Фильм "12"

Умение - выполнение действия (дела, задачи) с надлежающим качеством. Это освоенный человеком способ выполнения действия, способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности. Умение – практическое приложение знания в жизни. При этом, в отличие от навыка, это осознанный процесс, требующий включения головы.

То есть я не просто знаю, как научиться печатать – я уже учусь. Но пока, прежде чем поставить палец на нужную клавишу я анализирую, та ли это клавиша, тот ли это палец и так далее.

При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык (смотри ЗУН).

Важно различать первичное умение (до-навык) и настоящее умение. Первичное умение (до-навык) - умею делать это уверенно, но только в заданной привычной ситуации и мне нужно за своими действиями следить (МЕС: Могу, Если Сосредоточусь). Настоящее умение (после-навык) - в отличие от первичного умения, легко воспроизводится разными способами и в широком круге ситуаций. «Если я умею, я умею это всегда и везде».

«Когда говорят об «умениях», всегда подчеркивают, что оно характеризует применение человеком освоенного способа действий в различных ситуациях (критерий так называемой «переносимости»). И действительно, «умелый» человек — это не тот, кто владеет каким-то действием в четко определенной (иногда даже искусственно созданной) ситуации, но тот, кто может делать это в разных условиях, находя решение в разных ситуациях: стоматолог-мастер это не тот, кто может «удалить четвертый правый зуб в верхней челюсти», а тот, кто умеет лечить зубы. Таким образом, главная черта умения — это способность человека применять свои знания, навыки и т. д. с учетом требований конкретной ситуации, что иногда называют «управление исполнением». (Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 90).

Простые физические умения: умение пользоваться ложкой, печатать на машинке, водить машину. Сложные социальные умения: умение знакомиться, делать презентации, вести переговоры. Системные умения: любовь, счастье и другие душевные состояния, различные ощущения (ощущение "легкого тела"). Навык возникает в результате обучения или жизненной практики. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут. Умения, со всеми входящими в них компонентами, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях:

  • четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений);
  • понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;
  • ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, то есть наличии образа, которого следует достичь;
  • постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом;
  • своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий;
  • правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.

При формировании нужной позиции необходимые умения формируются у участников автоматически в случае, когда они оказываются в той ситуации, где этот навык востребован. Более того, с вполне достаточной степенью уверенности можно гарантировать возникновение и применение нужного навыка в нужной ситуации. Причём применения близкого к автоматизму.

Умением может быть не только выполнение внешнего действия с надлежащим качеством, умение может относиться и к внутренним действиям и состояниям. Например: «Я уже увереннее в счастье, мое счастье становится моей привычкой».

Файлы:
  • Педагогика

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Навык: действие, доведенное до автоматизма
Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык. 
01 янв. 2006 г.
Обучение
Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. 
01 окт. 2022 г.
Условия формирования умений
01 окт. 2022 г.
ЗУН