Верования, идеализации, догматизм
Три корневых иррациональных верования А. Эллис дает и в суперкраткой версии: «Все сводится к трем вещам:
- Я должен все делать хорошо.
- Все должны обращаться со мной хорошо.
- Мир должен быть легким для меня».
Основной гнилой корень всех человеческих патологических страстей и безумных поступков — от яростного крика родителей на ребенка, не желающего есть все, что в него захотели впихнуть, до террористов-смертников, считающих своим долгом подстроить жизнь всего человечества под свои убогие представления о мироустройстве, — фактически может быть сведен к двунаправленному должнонанизму, если следовать идеям РЭПК.
Внешний должнонанизм состоит в требовании к миру и к другим людям жестко, абсолютно однозначно соответствовать определенным законам и правилам, при этом вопрос о том, откуда и как они возникли, действительно серьезному и разумному исследованию не подвергается. Наблюдаемые несоответствия воспринимаются как тяжелейшее личное оскорбление и как призыв к немедленному искоренению этих противоестественных извращений.
Внутренний должнонанизм выражается в требовании к себе быть жестким и однозначным (чтобы все время стоял и никуда не отклонялся) в рамках опять же определенных норм и правил, неизвестно откуда свалившихся, и в отношении к любым отклонениям как к невыносимым прегрешениям.
«Основными философскими положениями, которые терапевт рационально-эмоционального подхода демонстрирует клиенту в качестве фундаментальных основ его нарушенного поведения, являются следующие иррациональные идеи: я должен полностью осуждать себя и других за неправильное или неэффективное поведение; я должен достичь высокой степени совершенства в своих глазах и глазах других; я должен быть абсолютно уверен, что определенные желаемые события произойдут, а другие нежелательные события — нет; я (и другие) являются совершенными героями, если следуют положенной линии поведения, и полными злодеями, если не следуют. Другими словами, терапевт рационального подхода постоянно показывает клиенту, что он является предубежденным, морализующим человеком и чуть ли не религиозным догматиком, и что только посредством принятия реальности, неопределенности и терпимости он, вероятно, избавится от своих эмоциональных расстройств.
Реакция человека с расстройствами проистекает из нелогичного и иррационального превращения желаемого индивидуумом в необходимое; из его предположений, что что-нибудь является скорее неприкасаемым, чем привлекательным; из его обожествления или отстранения от некоторых своих сторон или сторон других людей, или Вселенной, окружающей его; из его отчуждения от эмпирической реальности и логико-дедуктивного метода научного мышления и обращения к абсолютным, мистическим, догматическим, совершенно бездоказательным предположениям, которых он затем некритично придерживается. Теория и практика рационально-эмоционального подхода считают, что если вместо этого человек строго придерживается научного метода в своем мнении о себе и о Вселенной, у него, вероятно, никогда не будет никаких эмоциональных проблем, хотя, несомненно, будет много реальных проблем. Или, другими словами, он будет иметь жизненные проблемы; но у него не будет проблем относительно наличия проблем, а он будет заинтересованно браться за сегодняшние и завтрашние проблемы и получать удовольствие от решения проблем этого типа» (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml).
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Внутреннее хорошо: убираем самоедство, живем на позитиве!»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>