Психотерапия и Психология развития

01 января 2000 г. в 12:05

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

В психологической практике психотерапевтическая, консультативная, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно.

Психодрама, например — не обязательно психотерапия. Это может быть и обучающий тренинг, все зависит от позиции клиента и задач психолога.

Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:

  • или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности (»Это для больных!»),
  • или он сам на некоторое время станет больным. Такое бывает тоже… См.

Как определить, как работает данный специалист или какова направленность данной группы? Полезно:

  • обратить на стиль работы (как работает данный специалист),
  • посмотреть на преобладающий контингент, а также
  • поговорить со специалистом (или почитать его статьи), чтобы понять его видение и философию.

Словарь и формулировки

Так психотерапевты видят своего клиента с эмоциональными блоками.
Так психотерапевты видят своего клиента с эмоциональными блоками.

Можно выделить маячки (признаки), которые помогают определить, данный психолог (данное направление) занимается по своему стилю преимущественно психотерапевтической работой или развитием личности.

Субъективные ярлычки психотерапевтической работы — употребляются слова и понятия: «душевная боль», «прикоснуться к ране», «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», «нужна помощь», «осторожность, бережность», «избавиться», «принятие».

Субъективные ярлычки образовательной и развивающей работы (работы с людьми, как со здоровыми): используются формулировки «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес». Более подробно см.

Преоблагающий контингент

К психотерапевтам обычно идут люди, испытывающие жизненные и душевные трудности, нуждающиеся в психотерапии. Напротив, на тренингах развития личности чаще собираются люди, ищущие когда новое дружеское окружение, когда новые жизненные перспективы, в любом случае это обычно более душевно здоровые люди. Соответственно, составив впечатление о контингенте, можно говорить и о характере работы данного специалиста или направления.

Работа с людьми, для которых характерно негативное мышление, много переживаний, фиксация на себе, страхи, напряжение — работа с такими людьми скорее психотерапевтическая.

Если людям присуще скорее позитивное мышление, деятельное отношение к жизни, обращенность вовне к людям, видение возможностей, раскрепощенность — здесь работа скорее на развитие.

Видение психотерапевта и видение психолога развития

Если воспользоваться метафорой, для психотерапевта мир обычно большой и сильный, а человек (по крайней мере пришедший к нему на прием) относительно мира — поменьше и послабее. В видении психолога, занимающегося развитием, Человек большой и сильный, а Мир — это его мастерская, в котором он может сделать много замечательного и с собой, и с окружающими, и с миром вокруг. Для психолога развития здоровые люди — есть. Для психотерапевта видимость душевного здоровья — это скорее фасад, за которым всегда обнаруживаются болезненные процессы под невротическим панцирем. В целом, для авторского подхода, присущего психологии развития, обычно характерно:

  • Обращение к клиенту, как к Автору, а не к Жертве.
  • Опора на характерную для психологии развития триаду: Позитив — Конструктив — Ответственность.
  • Ориентация в большей степени на Результат, а не на Процесс.
  • Направленность в будущее: «Зачем», а не «Почему».
  • Концентрация на Задачах, а не на Проблемах.
  • Клиент — Личность с целями, а не Организм с потребностями.

Смотри пример психологического анализа статьи В.Л. Леви «Свечение, оно же Излучение», где выделяются темы и обороты, характерные для психолотерапевтического подхода.

Принять или бороться?

Мудрость правильного выбора — бороться там, где есть шанс трудности преодолеть, и принять то, с чем справиться мы сегодня не в силах. См.

Файлы:
  • Виды тренингов
  • Психология развития
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Принять или бороться
Одно из самых мудрых стихотворений, говорящих о разнице психотерапевтического и развивающего подхода, звучит таким образом...
01 окт. 2022 г.
Психология развития как область практической психологии
Как область практической психологии, психология развития занимается практикой развития человека психологическими методами.
01 янв. 2006 г.
Психотерапевтическая установка
Установка, характерная для психотерапии и превращающая взаимодействие с человеком в психотерапию. Какие черты этой установки? 
01 янв. 2010 г.
Трудности развития психологии развития
Психология развития как направление в практической психологии - подход молодой, и можно отметить некоторые трудные моменты становления этого направления. Заметим, что эти трудности во многом напоминают аналогичные проблемы больной психотерапии. Неадекватность в применении психологии развития.
01 янв. 2008 г.
Вам консультацию или психотерапию?
Психологическое консультирование категорически неправильно сводить к психотерапии. 
01 янв. 2001 г.
Здоровая и больная психотерапия
Здоровая психотерапия оказывает человеку ситуативную душевную помощь и поддержку, одновременно заботясь об увеличении душевного здоровья человека в перспективе.
01 янв. 2010 г.
Здоровая психология и психотерапия: различающие признаки
При кажущемся чётком разделении между здоровой психологией и психотерапией нет чётких границ, но существует множество признаков, в совокупности помогающих понять, происходит ли в данном случае психотерапия или идёт обычная психологическая практика.