Психология и педагогика
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Задача психологии — объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать, чтобы они стали достойными людьми — этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик — это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии — это педагогика.
Провести исследование, протестировать, насколько ребенок готов к школе — это психология. Подготовить ребенка к школе — это педагогика.
Психолог может только сидеть за столом, констатировать, оценивать, описывать и объяснять, в лучшем случае придумывать рекомендации для тех, кто будет с людьми что-то делать сам. Вступать во взаимодействие психолог может только, чтобы изучить, а не что-то в человеке изменить. Что-нибудь реально делать руками, реально влиять на человека, человека менять — это, считается, уже другая профессия: педагогика.
Психолог в сегодняшнем понимании — принципиально безрукое существо.
Сегодня практическим психологи, ставящие перед собой педагогические цели, подставляют себя под обстрел. Педагогика спасается тем, что она воспитывает маленьких детей. Как только мы переходим к воспитанию взрослых, сразу звучит серия непростых вопросов: «Кто вам разрешил определять, как жить конкретному человеку? На каком основании вы берете на себя право определять, что для человека плохо, а что хорошо?», и не каждый готов на эти вопросы ответить вопросом встречным: «А кто дал мне право уходить от ответов на эти вопросы, снимать с себя ответственность за этих людей?»
Впрочем, один выход для практического психолога есть всегда: уйти в психокоррекцию либо психотерапию. Когда ребенку или взрослому человеку уже откровенно плохо, тут специалистов зовут: помогите! Собственно, практическая психология по крайней мере в России и родилась именно из психотерапевтической деятельности, и до сих пор консультирующий психолог чаще именуется психотерапевтом.
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.
Вначале это представляется вполне романтично: «Я буду помогать людям в трудных ситуациях», вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.
Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→
Педагогическая миссия психолога
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это — не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.
Психолог-педагог — тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь — бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. См.→