Социальная педагогика
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Социальная педагогика — обучение и воспитание детей и взрослых в социуме и для социума. Социальная педагогика исследует, как социальная среда может и должна влиять на формирование личности, и организует этот процесс. Ее главный вопрос: «Как нам лучше обустроить социализацию?»
Если воспитание осуществляется в семье, это семейная педагогика. Когда воспитание осуществляется религиозными организациями, это конфессиональная педагогика. Воспитание, осуществляемое обществом и государством — социальное воспитание, которое и изучается (выстраивается) социальной педагогикой.
Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.
В социальной педагогике две дополняющих друг друга стратегии: проактивная стратегия достижения (как воспитать людей, которых мы хотим) и реагирующая на проблемы, защитная стратегия избегания (как предотвратить проблемы в естественном процессе воспитания). Проактивную позицию занимал С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие педагоги-новаторы, защитная позиция представлена всей (достаточно консервативной) современной системой социальной педагогики в России.
А.В. Мудрик в учебнике «Социальная педагогика» так формулирует принцип этого подхода: «Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося. Социальная педагогика — отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека». (с.5)
Социальная педагогика очень близка к психологии, но если психология в основном изучает механизмы и закономерности, изучает «почему» происходит то или иное, то социальная педагогика в большей степени сфера практической деятельности, направлена на «как сделать», на конкретные дела, на получение социального результата. Задача психологии — объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения людей разного возраста в разных ситуациях. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать, чтобы они стали достойными людьми — этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик — это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии — это педагогика.
Провести исследование, протестировать, насколько ребенок готов к школе — это психология. Подготовить ребенка к школе — это педагогика.
Психолог может только сидеть за столом, констратировать, оценивать, описывать и объяснять, в лучшем случае придумывать рекомендации для тех, кто будет с людьми что-то делать сам. Вступать во взаимодействие психолог может только, чтобы изучить, а не что-то в человеке изменить. Что-нибудь реально делать руками, реально влиять на человека, человека менять — это, считается, уже другая профессия: педагогика.
Психолог в сегодняшнем понимании — принципиально безрукое существо.
Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом.
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это — не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни. Психолог-педагог — тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь — бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье.
Среди современных подходов в практической психологии к задачам социальной психологии наиболее близок Синтон-подход.