Гуманистический подход и подход нравственного долга

02 ноября 2014 г. в 19:35

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «Целитель Адамс»

Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок — это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Материнская любовь безусловна, мама любит своего ребенка всегда и всякого, и мама знает, что все, что нужно ее ребенку — это ее любовь. Любящая мама всегда верит в лучшие намерения своего ребенка, и если он сделал что-то дурное, виновата в этом она сама или кто-то из окружающих, но никогда не сам ребенок. Ребенок — это святое, это нечто хрупкое, к нему нужно относиться только бережно и удовлетворять все его потребности. В ребенке заложено желание делать добрые дела и стремление к саморазвитию, и все, что нужно делать взрослым, это только создать условия для того, чтобы это раскрылось.

Если все вышенаписанное перенести на отношение психолога к своим клиентам, вы поймете, что такое гуманистический подход.

Фильм «Корчак»

Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века. В соответствии с гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Гуманистический подход — это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста. Идеал развития — гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно.

В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, в оказании помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации, в избавлении их от душевной боли и решении их проблем. Впрочем, и в психотерапии множество подходов, и гуманистических подход в психотерапии — это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста» и принцип «Не навреди!». При гуманистическом подходе от психотерапевта требуется безусловное принятие клиента, выражающееся, в частности, в эмпатическом слушании и эмоциональной поддержке. Никакого давления, никаких предписаний — только тепло и понимание. Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты — в центре мира, главная ценность».

Фильм «Несколько хороших парней»

Если гуманистический подход реализует мягкую, материнскую модель любви, то подход нравственного долга — жесткую и силовую, требовательную отцовскую модель любви. В сфере практической психологии подход нравственного долга встречается не часто. Джеймс, Франкл, Братусь, далее задумчивость... — психотерапевтический подход чаще имеет дело с клиентами, озабоченными личными проблемами, и с ними беседовать о нравственном долге так же адекватно, как разговаривать о вреде сладкого с маленькими детьми. Они не слышат. Подход нравственного долга реализует себя преимущественно в психологии развития, в работе со здоровыми людьми, готовыми ставить перед собой серьезные жизненные задачи. Подход нравственного долга требует от человека постоянной учебы и развития, учит и воспитывает, ставит человеку социальные задачи, задает ему нравственные ориентиры и идеалы.

Фильм «Мегамозг»

Основные посылки в подходе нравственного долга: «Человек, твое достоинство и цена твоей жизни измеряются твоими делами. Каждый из нас служит чему-то более высокому. Ты обязан позаботиться не только о себе, но и о семье, и Родине». «Мужчина должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына» — это отсюда. В этом подходе ценится сила: сила ума, сила воли, сила данного слова, и здесь считается, что все лучшее должно принадлежать лучшим: не детям, а взрослым, не бездельникам, а людям дельным, не беспомощным, а перспективным. В психологической работе людей стараются вывести из зоны комфорта, чтобы напрячь на дела и приучить к трудностям жизни. Задача психолога в таком процессе — вывести человека из зоны комфорта, напрячь его на дела, приучить к трудностям жизни и тренировать, требуя напряжения его ума и воли. В выборе между «Позаботься о безопасности, не навреди» и «Позаботься о достаточной нагрузке, обеспечь учебу» сторонники этого подхода выбирают последнее. Здесь не жалеют, не боятся травм, здесь идут к цели и ценят высокие результаты. Воспитатель, работающий в русле такого подхода, берет на себя ответственность за результат, за то, что он своего воспитанника превратит в Человека. Здесь свобода личности — не самоцель, а средство: свобода для! Личностью не рождаются, личностью становятся. Идеал и воспитания, и самовоспитания — иерархически развитая личность с высокими ценностями.

Подход нравственного долга вместе с гуманизмом составляют «два крыла» этической направленности. Если гуманистический подход реализует мягкую, материнскую модель любви, то подход нравственного долга — жесткую и силовую, требовательную отцовскую модель любви.

«Я люблю тебя любого!» — говорит мать, и ребенок понимает, что его любят. «Ты будешь моим сыном, если…» — предъявляет требования отец, и ребенок понимает, что сыном не рождаются, сыном — становятся…

Фильм «Поддубный»

Без материнского, безусловно принимающего отношения ребенок вырастает холодным и жестким, без отцовского требовательного отношения ребенок плохо умеет напрягать себя и преодолевать трудности, не знает, что такое дисциплина и не умеет достигать цели. Естественно, гармоничное воспитание ребенка предполагает взаимодополнение этих двух подходов. Но то, что уже осознано в деле воспитания детей, в практике работы со взрослыми людьми осталось больной проблемой. Можно утверждать, что по крайней мере в психологии ситуация, в которой пробивал свой подход Карл Роджерс, перевернулась с точностью до наоборот: теперь уже гуманистический подход диктует свои нормы как единственно правильные, а все, что ему прямо не соответствует, отвергается.

Думается, что прошло время конфронтации между этими двумя полюсами, настало время синтезировать лучшее из этих двух подходов, создать в психологии гармоничный союз мужского и женского начала.

Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.

Вначале это представляется вполне романтично: «Я буду помогать людям в трудных ситуациях», вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.

Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Этика
  • Гуманистический подход
  • +
  • Гуманистическая психология

Комментарии (14):

Гость, 02 ноября 2014 г. в 19:24
Статья хорошая. Однако не согласна с тем, что сильнее - значит, лучше. Это спорный вопрос. Помимо ладно не физической, а хотя бы личной силы, у человека еще много других граней: ум, талант, доброта. Ставить превыше всего силу и на основе нее судить, кто чего достоин - как-то неправильно.
Н.И. Козлов, 02 ноября 2014 г. в 20:02
С удовольствием с вами соглашусь и попрошу подсказки: в связи с чем вы именно так поняли смысл статьи? В статье нигде не акцентируется сила физическая, речь идет о любых сильных сторонах и достоинствах: силе ума, таланта, внимательности к людям, смелости, самоотверженности... Буду благодарен за подсказки, как эту мысль статьи сделать более четкой и внятной.
1 ответ
Гость, 03 ноября 2014 г. в 23:11
Я думаю, что справедливости нет и быть не должно, логики нет, истины нет, все есть тлен и только отдельное мнение конкретного человека. На мой взгляд, если ты смог навязать его другим, а оппонентов уничтожить, то ты молодец и ты прав.
Гость, 03 ноября 2014 г. в 23:01
Под силой в данном случае имеется ввиду способность пробиться в любой игре без правил, коей является жизнь. Тот, кто был достаточно сильным, чтобы победить остальных (перехитрить, подставить, настроить коллектив против них, неважно) - тот сильнее, тот и прав, а справедливости в мире нет. Согласна, что в описанной выше схеме побеждает действительно сильный. Вопрос только в том - лучший ли? Или только сильный?
Н.И. Козлов, 03 ноября 2014 г. в 23:42
Вашу точку зрения я понял, она пессимистична, но имеет жизненные подтверждения. А вот к данной статье она отношения не имеет. В статье определено, что имеется здесь имеется в виду под силой, цитирую: "В этом подходе ценится сила: сила ума, сила воли, сила данного слова, и здесь считается, что все лучшее должно принадлежать лучшим: не детям, а взрослым, не бездельникам, а людям дельным, не беспомощным, а перспективным". "Перехитрить и подставить" - такое ваше видение сильного человека в статье не рассматривается.
Гость, 04 ноября 2014 г. в 01:52
Подумала, как лучше сформулировать. Можно на конкретном примере: допустим, с человеком обошлись несправедливо (если возникают затруднения с пониманием категории справедливости, можно для совсем грубого примера взять уголовный кодекс - ограбили, например). Обошлись несправедливо, и утверждают: раз такое случилось, значит, все заслуженно. Все правильно. Человек сам, своими действиями притянул или спровоцировал это событие. Поэтому надо не жаловаться, а над собой работать! А обидчики - они всегда правы. Это ты не прав: недостаточно над собой работаешь потому что. Мне кажется, что в статье говорится как раз об этом. Что над собой работать в первую очередь надо. С одной стороны - верно, развиваться нужно. С другой стороны: подобный подход фундаментально нарушает логику мироздания, не только оправдывая зло, но и превращая его в добро. Все несправедливое, в таком понимании, становится справедливым. Ведь это человек сам виноват во всех несчастьях, что с ним приключаются. Надо просто на собой работать больше! О как!
1 ответ
Оксана, 04 ноября 2014 г. в 07:42
Гость, как вы читаете статью? С чего вы взяли, что обидчики всегда правы, а пострадавший не прав? Где это автор пишет? Если вы с чем-то спорите, то четко указываете, с чем вы спорите, с каким именно тезисом статьи.
Гость, 04 ноября 2014 г. в 02:12
И стоит только усомниться: а может, твой обидчик все-таки не прав и не должен себя так вести? Как сразу начнутся обвинения в позиции Жертвы и прочие забавные манипуляции. Ну да - что значит не должен? У нас никто никому ничему не должен (это ты должен себя нормально вести, потому что ты слабее) А вот по отношению к тебе себя нормально никто вести не обязан. Разве кто-то кому-то чем-то обязан?!
1 ответ
Оксана, 04 ноября 2014 г. в 07:45
Такое ощущение, что вы беседуете сами с собой. С какими конкретно тезисами статьи вы так ожесточенно спорите? Будьте внимательнее: в статье нет того, что вы в ней разглядели.
Гость, 04 ноября 2014 г. в 19:42
Да необязательно перехитрить и подставить, а просто: быть более наглым, эгоистичным, пробивным достаточно, чтобы захватить больше ресурсов, чем какой-нибудь романтик-мечтатель. При этом последний может, например, писать прекрасные картины или быть отличным ученым. Но вот не такой наглый просто, и окажется слабее. А представителей первого типа мы все знаем, это может быть отъявленное быдло. При этом он, конечно же, в этой жизни окажется сильнее второго типа. А вот ЛУЧШЕ ли?
1 ответ
Павел Мищенко, 05 ноября 2014 г. в 07:19
Я с вами соглашусь, такой человек - не лучше. Сила сама по себе - не достоинство, не каждый сильный - хорош, и в статье сказано об этом очень четко и определенно. Статья не про преимущество любых сильных, а о приоритете нравственного долга.
Гость, 07 ноября 2014 г. в 08:19
Я прочитала статью по-другому. В статье сказано - все лучшее должно принадлежать лучшим: не детям, а взрослым, не бездельникам, а людям дельным, не беспомощным, а перспективным. Причем этой фразой вовсе не подразумевается, что кто-то должен, добровольно или нет, отказаться от своих ресурсов в пользу "лучших", а напротив, подразумевается, что ты эти ресурсы должен сам захапать и отжать у других. Если тебе это не удалось, то увы, ты худший. И жаловаться не на что. Вот что тут подразумевается. Мой пример как раз направлен на то, чтобы показать, что способность захапать себе какие-то ресурсы вовсе не означает того, что ты лучший. Это означает, что ты более сильный. Но и только.
Рузиля, 07 ноября 2014 г. в 09:06
А я со статьей согласна, и вовсе она не про захапать. Каждый из нас может решать, о ком позаботиться в первую очередь, и это не про захапать, а как грамотно распределять. Когда у меня был первый ребенок, я все время и силы посвящала ему и забывала про мужа. Сейчас у меня трое детей, и принцип "все лучшее старшим" выручает нас всех. Я в первую очередь забочусь о муже, а у детей младший слушается старших. И все в порядке!
Гость, 07 ноября 2014 г. в 11:55
Нужно учесть, что человек вполне себе может быть беспомощным, инфантильным и гениальным одновременно. И это не исключение из правил и не абстрактный пример, на мой взгляд, это скорее правило. Редко можно быть идеальным во всем. Однако и полно бездарностей, которые кроме того, как себе отхватить кусок побольше и в любой ситуации всплыть лидером за счет болтовни, самоуверенности, харизмы и внешних данных, ни на что более не способны. И это тоже правило. И если все должно принадлежать последним, то с этим я, пожалуй, не соглашусь.

Материалы по теме:

Картинка к "Этическая направленность"
01 окт. 2022 г.
Этическая направленность - направленность на делание и утверждение добра. Этическая направленность воплощается по крайней мере в двух своих сторонах - в гуманистическом подходе и подходе нравственного долга. Гуманистический подход реализует мягкую, материнскую модель любви, подход нравственного долга - требовательную отцовскую.
0Подробнее →
Картинка к "Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог"
01 окт. 2022 г.
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии. Вначале это представляется вполне романтично: "Я буду помогать людям в трудных ситуациях", вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.
Картинка к "Гуманистический подход"
01 янв. 2010 г.
Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок — это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его любит. Материнская любовь безусловна, мама любит своего ребенка всегда и всякого, и мама знает, что все, что нужно ее ребенку – это ее любовь. Любящая мама всегда верит в лучшие намерения своего ребенка, и если он сделал что-то дурное, виновата в этом она сама или кто-то из окружающих, но никогда не сам ребенок. Ребенок — это святое, это нечто хрупкое, к нему нужно относиться только бережно и удовлетворять все его потребности.
Картинка к "Подход нравственного долга"
01 янв. 2006 г.
Подход нравственного долга - разновидность этического подхода, в котором реализуется жесткая, силовая, требовательная, отцовская модель любви. В сфере практической психологии подход нравственного долга встречается не часто. Джеймс, Адлер, Фромм, далее задумчивость... - психотерапевтический подход чаще имеет дело с клиентами, озабоченными личными проблемами, и с ними беседовать о нравственном долге так же адекватно, как разговаривать о вреде сладкого с маленькими детьми. Они не слышат.
Картинка к "Современный гуманизм"
23 окт. 2015 г.
Современный гуманизм — дитя женской культуры, антипод классического гуманизма.