Подход нравственного долга
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Подход нравственного долга — разновидность этического подхода, в котором реализуется жесткая, силовая, требовательная, отцовская модель любви.
В сфере практической психологии подход нравственного долга встречается не часто. Джеймс, Адлер, Фромм, далее задумчивость... — психотерапевтический подход чаще имеет дело с клиентами, озабоченными личными проблемами, и с ними беседовать о нравственном долге так же адекватно, как разговаривать о вреде сладкого с маленькими детьми. Они не слышат. Подход нравственного долга реализует себя преимущественно в психологии развития, в работе со здоровыми людьми, готовыми ставить перед собой серьезные жизненные задачи. Подход нравственного долга требует от человека постоянной учебы и развития, учит и воспитывает, ставит человеку социальные задачи, задает ему нравственные ориентиры и идеалы.
Основные посылки в подходе нравственного долга: «Человек, твое достоинство и цена твоей жизни измеряются твоими делами. Каждый из нас служит чему-то более высокому. Ты обязан позаботиться не только о себе, но и о семье, и Родине». «Мужчина должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына» — это отсюда. В этом подходе ценится сила: сила ума, сила воли, сила данного слова, и здесь считается, что все лучшее должно принадлежать лучшим: не детям, а взрослым, не бездельникам, а людям дельным, не беспомощным, а перспективным. В психологической работе людей стараются вывести из зоны комфорта, чтобы напрячь на дела и приучить к трудностям жизни. Задача психолога в таком процессе — вывести человека из зоны комфорта, напрячь его на дела, приучить к трудностям жизни и тренировать, требуя напряжения его ума и воли. В выборе между «Позаботься о безопасности, не навреди» и «Позаботься о достаточной нагрузке, обеспечь учебу» сторонники этого подхода выбирают последнее. Здесь не жалеют, не боятся травм, здесь идут к цели и ценят высокие результаты. Воспитатель, работающий в русле такого подхода, берет на себя ответственность за результат, за то, что он своего воспитанника превратит в Человека. Здесь свобода личности — не самоцель, а средство: свобода для! Личностью не рождаются, личностью становятся. Идеал и воспитания, и самовоспитания — иерархически развитая личность с высокими ценностями.
Подход нравственного долга вместе с гуманистическим подходом составляют «два крыла» этического подхода.