Подход нравственного долга

01 января 2006 г. в 07:53

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Подход нравственного долга — разновидность этического подхода, в котором реализуется жесткая, силовая, требовательная, отцовская модель любви.

Фильм «Мегамозг»

В сфере практической психологии подход нравственного долга встречается не часто. Джеймс, Адлер, Фромм, далее задумчивость... — психотерапевтический подход чаще имеет дело с клиентами, озабоченными личными проблемами, и с ними беседовать о нравственном долге так же адекватно, как разговаривать о вреде сладкого с маленькими детьми. Они не слышат. Подход нравственного долга реализует себя преимущественно в психологии развития, в работе со здоровыми людьми, готовыми ставить перед собой серьезные жизненные задачи. Подход нравственного долга требует от человека постоянной учебы и развития, учит и воспитывает, ставит человеку социальные задачи, задает ему нравственные ориентиры и идеалы.

Основные посылки в подходе нравственного долга: «Человек, твое достоинство и цена твоей жизни измеряются твоими делами. Каждый из нас служит чему-то более высокому. Ты обязан позаботиться не только о себе, но и о семье, и Родине». «Мужчина должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына» — это отсюда. В этом подходе ценится сила: сила ума, сила воли, сила данного слова, и здесь считается, что все лучшее должно принадлежать лучшим: не детям, а взрослым, не бездельникам, а людям дельным, не беспомощным, а перспективным. В психологической работе людей стараются вывести из зоны комфорта, чтобы напрячь на дела и приучить к трудностям жизни. Задача психолога в таком процессе — вывести человека из зоны комфорта, напрячь его на дела, приучить к трудностям жизни и тренировать, требуя напряжения его ума и воли. В выборе между «Позаботься о безопасности, не навреди» и «Позаботься о достаточной нагрузке, обеспечь учебу» сторонники этого подхода выбирают последнее. Здесь не жалеют, не боятся травм, здесь идут к цели и ценят высокие результаты. Воспитатель, работающий в русле такого подхода, берет на себя ответственность за результат, за то, что он своего воспитанника превратит в Человека. Здесь свобода личности — не самоцель, а средство: свобода для! Личностью не рождаются, личностью становятся. Идеал и воспитания, и самовоспитания — иерархически развитая личность с высокими ценностями.

Подход нравственного долга вместе с гуманистическим подходом составляют «два крыла» этического подхода.

Файлы:
  • Этика
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Этическая направленность
Этическая направленность - направленность на делание и утверждение добра. Этическая направленность воплощается по крайней мере в двух своих сторонах - в гуманистическом подходе и подходе нравственного долга. Гуманистический подход реализует мягкую, материнскую модель любви, подход нравственного долга - требовательную отцовскую.
01 янв. 2006 г.
Отцовская и материнская модель любви
Дети — продолжение лучшего в нас, дети достойны нашего внимания и любви.
23 окт. 2015 г.
Современный гуманизм
Современный гуманизм — дитя женской культуры, антипод классического гуманизма.