Навыки психолога-консультанта, синтон-подход
Автор разработки — проф. Н.И. Козлов
Синтон-подход — это подход личностно-деятельный, где человек рассматривается как автор своей жизни, лично отвечающий и за свою внутреннюю жизнь, чувства и состояния, и за свое внешнее поведение, за свою жизнь в целом. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это:
- Перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, после чего его можно не лечить, а консультировать как здравомыслящего человека, обращаясь в первую очередь к его разуму.
- Сочетание в себе черты коучинга (стимулирует клиента на принятие собственных решений) и менторинга (консультант выступает в роли эксперта там, где он экспертом является).
- Работа преимущественно через позитив и конструктив: в человеке видим его возможности и силу, ожидаем от него энергичных и разумных действий.
- Сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности. Чем человек сильнее, тем больше к нему требований.
Качество подготовки консультанта, работающего в синтон-подходе, оценивается по следующим наблюдаемым критериям.
Личные качества консультанта
- Имидж: соответствие внешности ожиданиям клиента.
- Манеры и статус.
- Речь: разумная простота, логичность, стиль, хороший голос.
Состояние консультанта
- Собранность консультанта.
- Спокойная расслабленность консультанта.
- Способность к напору и энергетике.
- Гибкость: легкость переключения между состояниями.
- Заразительность: способность своим состоянием влиять на состояние клиента.
- Автономия: способность не вовлекаться без необходимости в состояние клиента.
План консультации
- Уяснение запроса клиента, его проблем и возможностей.
- Перевод проблемы в цели, формирование целей консультации.
- Быстрота формирования плана.
- Адекватность плана.
- Сила и гибкость плана: следование плану консультации и способность при необходимости план откорректировать.
Основные задачи и компетенции консультанта
- Умеет установить контакт и вызвать доверие.
- Умеет понимать. Умение расспрашивать, задавать закрытые и открытые вопросы, формулировать и проверять гипотезы, переводить общие слова в конкретику фактов.
- Умеет чувствовать клиента. Калибровка состояний, эмпатия, вчувствование.
- Быстрота, точность и глубина понимания ситуации клиента.
- Умеет создать уют, комфорт, расслабление. Использование техник, помогающих клиенту расслабиться.
- Умеет напрячь. Способность к конфронтации, адекватное использование провокативных техник.
- Умеет приободрить. Использование техник, помогающих клиенту собраться, приобрести позитивный настрой.
- Помогает поверить в себя. Выведение клиента из состояния Жертвы, формирование позиции Автора.
- Создает конструктив. Переориентация клиента с поиска причин на поиск решения, перевод язык состояний на язык действий, перевод проблем в задачи.
- Жизненный опыт. Адекватность практических рекомендаций для решения межличностных или деловых проблем клиента.
- Простота, доступность, выполнимость рекомендаций для клиента.
- Умеет дорого продать свои рекомендации.
Психологический инструментарий консультанта
- Организация физического пространства консультирования.
- Красивый и свободный голос, богатство интонирования, подстройка под голос и дыхание клиента.
- Подстройка консультанта под позу клиента (совместимость поз).
- Ведение — способность изменить позу клиента, сменить место и обстановку консультации.
- Управление вниманием клиента: умение отвлечь от нежелательной темы, умение привлечь и зафиксировать внимание к нужному.
- Разумность самораскрытия: открыты, когда необходимо насколько необходимо. Не боимся самораскрытия, не увлекаемся самораскрытием.
- Использование оперативных внушений: позитив, энергетика и экологичность внушений.
- Управление пониманием: поиск конструктивных осмыслений, рефрейминг видений клиента.
Организация процесса консультации
- Бизнес-организация консультации, умение решать вопросы с деньгами, заключать бизнес-контракт.
- Понимание разумных ограничений своих возможностей, умение отказываться от «не своих» клиентов.
- Заключение контракта на консультацию или психологическое сопровождение: согласование ожиданий и ролей.
- Умение «запрячь» клиента в работу: поднятие мотивации клиента и формулирование контракта на его работу.
- Умение «продать» итоговые рекомендации, вызвав готовность их выполнять.
- Умение завершить консультацию на позитиве.
- Организация пост-сопровождения консультации: домашние задания клиенту, система поддержки и контроля.
Компетентность в ключевых проблемных областях
- Умение работать со страхами.
- Ситуации личных и жизненных потерь.
- Решение проблем взаимоотношений мужчин и женщин.
- Решение семейных проблем.
- Вопросы воспитания детей.
- Нахождение жизненных целей и ориентиров.
- Психологические вопросы, связанные с работой и бизнесом.
Данные требования к подготовке консультанты были рассмотрены в Европейской ассоциации консультантов (EAC) и признаны соответствующими европейским стандартам. Университет практической психологии, реализующий эти требования в подготовке психологов-консультантов, получил от EAC право выдавать своим студентам Сертификат Специалиста европейского образца.