Представление человека в психологической литературе
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В советское время представление человека в психологической литературе было во многом идеализировано. В учебниках той поры в соответствии с теорией деятельности человек был всегда личностью, адекватно отражал действительность, творчески мыслил, делал осознанные выборы и всегда стремился к развитию. Понятно, что это была не совсем правда: большая часть людей жила и живет преимущественно как организмы, и подобные описания — не про них. С другой стороны, напоминание людям о том, что личностью не рождаются, личностью становятся, что можно свою жизнь не только гармонично проживать, но и конструктивно выстраивать — эти напоминания подталкивали многих людей к настоящему развитию.
В настоящее время в литературе и на тренингах, так или иначе описывая свое видение человека, психологи чаще всего заботятся о том, чтобы быть понятыми, чтобы их читатели узнали себя в их описаниях. В результате портретом человека оказывается организм, колыхаемый эмоциями и движимый потребностями. В таком описании обычно подчеркивается роль чувств и внушается недоверие к разуму, который только оправдывает иррациональные и вовсе не высокие человеческие стремления.
Как к этому относиться? Нужно признать, что такое описание реалистично, это во многом правда. При этом нельзя забывать, что представление человека в психологической литературе не только отражает реальность, но и формирует ее. Картина того, как живет человек, выполняет не только описательно-презентативную, но и нормативную функцию. Описывая человека в статусе организма, мы вольно или невольно внушаем людям не самые высокие жизненные образцы. Рассказывая людям о жизни в статусе личности, мы помогает людям жить в статусе личности, жить — людьми.
Когда я писал «Философские сказки», во многих главах я описывал человека, как организм: смотри «Трудная жизнь Внутреннего человечка» «Душевные кастрюли и нежность общего плана» и многие другие главы. Однако моей задачей было не только зафиксировать существующее положение вещей, но и вызвать к этому внутренний протест: «Да, похоже, но я таким быть не хочу! Не буду!»
Те, кто обращаются к гештальт-терапевтам, как правило легко узнают себя в их описаниях, для них все это жизненно, реалистично и естественно. Более того, постепенно приходит спокойствие, когда тебе объясняют, что так жить нормально и природосообразно. Напряжение возникает тогда, когда человек не вписывается в описания гештальт-подхода и начинает протестовать: в ответ на его протесты гештальт-терапевт нередко констатирует грубые сбои в жизни этого организма. Однако более проблематичным нам кажется другое, а именно когда человек, находящийся перед выбором как жить, имея выбор жить в статусе личности, поддается внушению терапевта и опускается до бытия организмом, забывает о возможности быть личностью и действительно становится только организмом.