Представление человека в психологической литературе

01 октября 2022 г. в 21:42

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

В советское время представление человека в психологической литературе было во многом идеализировано. В учебниках той поры в соответствии с теорией деятельности человек был всегда личностью, адекватно отражал действительность, творчески мыслил, делал осознанные выборы и всегда стремился к развитию. Понятно, что это была не совсем правда: большая часть людей жила и живет преимущественно как организмы, и подобные описания — не про них. С другой стороны, напоминание людям о том, что личностью не рождаются, личностью становятся, что можно свою жизнь не только гармонично проживать, но и конструктивно выстраивать — эти напоминания подталкивали многих людей к настоящему развитию.

В настоящее время в литературе и на тренингах, так или иначе описывая свое видение человека, психологи чаще всего заботятся о том, чтобы быть понятыми, чтобы их читатели узнали себя в их описаниях. В результате портретом человека оказывается организм, колыхаемый эмоциями и движимый потребностями. В таком описании обычно подчеркивается роль чувств и внушается недоверие к разуму, который только оправдывает иррациональные и вовсе не высокие человеческие стремления.

Фильм «Мулан 2»

Как к этому относиться? Нужно признать, что такое описание реалистично, это во многом правда. При этом нельзя забывать, что представление человека в психологической литературе не только отражает реальность, но и формирует ее. Картина того, как живет человек, выполняет не только описательно-презентативную, но и нормативную функцию. Описывая человека в статусе организма, мы вольно или невольно внушаем людям не самые высокие жизненные образцы. Рассказывая людям о жизни в статусе личности, мы помогает людям жить в статусе личности, жить — людьми.

Когда я писал «Философские сказки», во многих главах я описывал человека, как организм: смотри «Трудная жизнь Внутреннего человечка» «Душевные кастрюли и нежность общего плана» и многие другие главы. Однако моей задачей было не только зафиксировать существующее положение вещей, но и вызвать к этому внутренний протест: «Да, похоже, но я таким быть не хочу! Не буду!»

Те, кто обращаются к гештальт-терапевтам, как правило легко узнают себя в их описаниях, для них все это жизненно, реалистично и естественно. Более того, постепенно приходит спокойствие, когда тебе объясняют, что так жить нормально и природосообразно. Напряжение возникает тогда, когда человек не вписывается в описания гештальт-подхода и начинает протестовать: в ответ на его протесты гештальт-терапевт нередко констатирует грубые сбои в жизни этого организма. Однако более проблематичным нам кажется другое, а именно когда человек, находящийся перед выбором как жить, имея выбор жить в статусе личности, поддается внушению терапевта и опускается до бытия организмом, забывает о возможности быть личностью и действительно становится только организмом.

Файлы:
  • Организм и личность
  • Личность
  • Личность, общество
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Человек-личность
Человек как личность — это человек, имеющий свое, живущий по-своему. Начало личности: «Я сам!»
01 янв. 2010 г.
Человек-организм и человек-личность
Человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
01 окт. 2022 г.
Человек, как его видит гештальт-терапия
01 янв. 2014 г.
Личность как проект
Ты сегодняшний — это твое прошлое.
01 янв. 2006 г.
Личность как звание
Личность — это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется — личность. При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, «личностью» называют не каждого. 
31 дек. 2005 г.
Трудная жизнь Внутреннего человечка
За внешностью, за оболочкой тела человека мне всегда видится человек внутренний, и почти всегда это маленький, жалкий ребенок. Иногда ребенок рано состарившийся, с потухшими, усталыми глазами и повисшими, вялыми ручками. Иногда — в синяках, ранах и ссадинах маленький звереныш, затравленно озирающийся и насмерть бьющийся с только ему видимыми Врагами.