Ретрофлексия

01 октября 2022 г. в 21:46

Ретрофлексия – проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «ся», и в поведении обычно есть характерные особенности – навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставляло его страдать.

Из книги Фредерика Перлза «Практика гештальттерапии»

"...Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».

Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение потребности. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.

Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в «клинче». То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным.

Не делайте из этого поспешного вывода, что было бы хорошо без дальнейших хлопот «освободить запрещаемое». В некоторых ситуациях сдерживание необходимо, даже спасительно – например, сдерживание дыхания под водой. Вопрос в том, есть ли рациональные основания для того, чтобы сдерживать данное поведение в данных обстоятельствах. Если человек переходит улицу, вряд ли ему стоит доводить до явного поведения импульсы борьбы с приближающейся машиной за право пройти. В социальной ситуации тоже возможны случаи, когда борьба неуместна, – как и противоположные.

Если ретрофлексия находится под сознаваемых контролем, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, – никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична, только если она осуществляется по привычке, хронически, без контроля. Тогда она перестает быть чем-то временным, неким способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в «мертвую точку», постоянно удерживаемую в человеке. Больше того, поскольку эта стабилизированная «линия фронта» не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы как бы забываем о ее наличии. Это вытеснение – и невроз.

Если ваше социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было бы так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда вытеснение – «забытая» ретрофлексия – было бы эффективным и желательным. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те «права», которых лишены дети. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит заново попробовать получить то, что нам нужно от среды.

Когда мы сдерживаем (supress) определенное поведение, мы сознаем как то, что сдерживается, так и сам факт сдерживания. При вытеснении (repression), мы же утеряли сознавание как вытесняемого, так и самого процесса вытеснения. Психоанализ акцентировал восстановление сознавание вытесняемого, то есть блокированного импульса. Мы же стремимся восстановить сознавание самого блокирования, дать человеку почувствовать, что он это делает, и как он делает это. Если человек обнаруживает свое ретрофлексивное действие и вновь обретает контроль над ним, блокированный импульс обнаружится автоматически. Поскольку ничто его не сдерживает, он просто выйдет наружу. Большое преимущество работы с ретрофлектирующей частью личности состоит в том, что она сравнительно легко достижима для сознавания; эту активную часть, осуществляющую подавление, можно непосредственно почувствовать, не полагаясь на догадки и толкования.

Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.

Практически, однако, обратный поворот ретрофлексии не осуществляется непосредственно. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывает замешательство, страх, чувство вины и потребность обвинить других. Попытка обратить аутоагрессию, разорвать «клинч» двух частей личности, вызывает такую реакцию, как будто осуществляется нападение на тело, на его «природу», на саму его жизнь. Когда находившиеся в «клинче» части начинают освобождаться и разделяться, человек испытывает невыносимое возбуждение, ради уменьшения которого ему может понадобиться временно снова вернуть свой «клинч». Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться ими пользоваться. Сначала человек попадает в состояние тревоги и готов отступить в притуплённое несознавание.

Главная причина страха и вины при обращении ретрофлексии состоит в том, что большинство ретрофлектированных импульсов – это разного рода агрессии, от самых мягких, до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Одно только сознавание таких импульсов уже пугает. Но агрессия, в широком смысле слова, совершенно необходима для счастья и творчества. Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на окружающее. Мы не отрицаем того, что агрессия может быть патологической и «неправильно» употребляемой по отношению к объектам и другим людям, так же как она патологически неправильно применяется, если фиксировано направлена против себя. Но пока человек не начнет сознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они, разумеется, будут применяться неправильно! Фактически именно их вытеснение – создание и поддержание жесткого «клинча» мускулатуры – делает агрессию столь опустошительной, «антисоциальной» и невыносимой. Если агрессивные импульсы получат возможность спонтанно развиваться в контексте всей личности, а не будут сдавливаться и удушаться в «клинче» ретрофлексии, человек сможет оценить их более полно и разумно..."


От редакции Психологоса:

Ретрофлексия - достаточно редкое явление, характерное более для не очень адекватных, проблемных людей и которое обычно может разглядеть только натренированный гештальт-терапевт. Если вы любите искать у себя проблемы, вы найдете в себе и ретрофлексию, если же вам кажется более перспективным заниматься своим развитием, вместо поиска мешающих вам проблем вы будете ставить перед собой конкретные задачи и их успешно решать. Итого: если вы понимаете, что вы действительно тяжелый (для себя или других людей) человек, вам стоит обратиться к психотерапевту и некоторое время поработать со своими проблемами, в том числе с ретрофлексией. Если вы человек адекватный и ставите задачи развития, ретрофлексия вас волновать не должна, и вам скорее на Дистанцию - систему пошагового развития личности.

  • Гештальт-подход
  • Психологическая защита

Комментарии (6):

Гость, 19 декабря 2013 г. в 21:49
Я не понимаю. Я чётко осознаю, что сдерживаю свою агрессию и довольно-таки часто. В мыслях я могу быть необычайно жестоким, до такой степени, что самому становится страшно. Но как с этим быть? Я же не могу говорить и делать каждому человеку то, что мне не нравится? Я часто наказываю себя за то, что не сделал то, что следовало бы сделать. После этого усиленная ненависть к самому себе. С одной стороны, это плохо, с другой стороны, это помогает мне преодолевать себя. Но надо ли мне это? =) Ведь это тоже ретрофлексия? Я легко поддаюсь на уговоры и просьбы, боясь обидеть человека или вызвать его гнев. Хочу быть хорошим вопреки своим настоящим желаниям. Иногда я вообще не знаю и не понимаю как надо поступить и решаю опять-таки идти на сторону оппонента, потому что сам я не знаю как поступить, а человека обидеть не хочется. Видимо это от того, что я сам не знаю чего хочу - вот где корень. Но всё равно присутствует страх сделать всё по-своему и тем самым вызвать недовольство и плохие отзывы друзей, родителей и знакомых. Как сделать так, чтобы ретрофлексия работала на меня, а не против? И ещё одно: я ставлю себе завышенные требования и всё что я делаю, я не считаю достойным чьего-либо внимания или чей-нибудь похвалы. Друзья говорят, что я много чего сделал или говорят что я много работаю, хотя сам я так не считаю.
Гость, 18 июля 2014 г. в 00:15
Я, как терапевт, с последним абзацем не согласна.
Юрий, 23 ноября 2015 г. в 16:17
По-моему, все же важно мнение автора статьи явно отделить от цитирования книги. Мне лично сомнительно, что найдется гештальт-терапевт, готовый поддержать последний абзац статьи.
Гость, 02 сентября 2016 г. в 12:03
"Ретрофлексия - достаточно редкое явление, характерное более для не очень адекватных, проблемных людей" "Если вы человек адекватный и ставите задачи развития, ретрофлексия вас волновать не должна" Я с этим совершенно не согласен.
Гость, 05 августа 2017 г. в 06:42

"Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на окружающее..." Здесь опечатка?

Гость, 22 ноября 2018 г. в 16:21

Несогласным с последним абзацем: перечитайте его вдумчиво и внимательно. А потом еще раз статью.

Материалы по теме:

Картинка к "Дистанция — система пошагового развития личности"
01 янв. 2016 г.
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее →
Картинка к "Фредерик Перлз"
01 окт. 2022 г.
Фредерик Саломон Пёрлз (нем. Friedrich Salomon Perls), также известен как Фриц Пёрлз - ( 1893-1970), еврей немецкого происхождения, психиатр, психотерапевт, основатель гештальт-терапии (совместно с Лаурой Перлз (Laura Perls) и Паулем Годманам (Paul Goodman)). Фриц Пёрлз родился в Берлине в 1893 году. В 1913 году поступил на медицинский факультет без особого интереса к этой науке, однако в 1921 заканчивает с учёной степенью доктора наук. В период экономического кризиса в Германии эмигрирует в США, а в 1924 возвращается и начинает работать как психоаналитик. Именно с этого момента Перлз усомнился в совершенстве фрейдовской теории психоанализа.
Картинка к "Гештальт-терапия: теория и практика"
01 янв. 2006 г.
Гештальт-терапия — самостоятельное и авторитетное направление в практической психологии.
Картинка к "Психологическая защита"
01 янв. 2013 г.
Четких границ, отделяющих психологическую защиту от просто невоспитанности и дурных привычек — похоже, нет.