Страх, страшное
Страх, страшное — то, что может представлять серьезную угрозу, опасность.
Едва ли есть в мире то, что является страшным само по себе. Страшное — всегда относительно, страшное — это оценка того или иного события с точки зрения наших возможностей и наших потребностей. С этой точки зрения все «страшное» — только субъективно и в этом смысле — надумано. Страшное — это картинка мира, оцениваемая как страшная, как то, чего надо бояться.
Однако то, что является правдой для головы, не всегда является правдой для тела и чувств. Страшное для тела и чувств — другая правда, другая реальность. При всей относительности «страшного», понимаемой умом, в чувственной жизни для конкретного человека вдруг налетевшее Страшное — оказывается реальностью, страшной реальностью.
Лесной пожар, окружающий вас со всех сторон — это страшно. Ядовитая змея, глядящая вам в глаза — это страшно, потому что от укуса ядовитой змеи можно умереть. Ядовитых змей бояться — правильно.
С другой стороны, не всегда нужно бояться того, что страшно. Страшно — это говорят вам ваши чувства, но ведь у вас есть и ваша голова.
Черный мастер с мечом, намеревающийся вас убить — это страшно. Но если у вас есть револьвер, этого можно не бояться.
Страшная ситуация как реальность, чувство страха и поведение человека в этой ситуации — все это разные вещи. На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно. Можно трусить, не испытывая сильного чувства страха, и можно действовать смело на фоне сильнейшего внутреннего страха. Есть объективная ситуация, есть наши чувства — и есть наше поведение, которое у взрослого человека определяется не только чувствами.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям…
Взрослые люди к страхам относятся по-разному. Взрослые мужчины учатся жить без страхов, девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют, чаще всего рядом с мужчинами. С возрастом, особенно у пожилых людей, часто формируется страх как базовое мировосприятие, видение «Мир страшен», усиливается общая тревожность.
Страх — удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. Страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — разумно, руководствоваться страхом — опасно. Когда страшно, смелость — это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным — способность быть выше страха.