Как реагировать на фразу «Мне страшно, я боюсь»?

09 июля 2015 г. в 13:10

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Когда люди жалуются на те или иные проблемы, мы нередко готовы им подсказать решение. Однако в ответ часто слышится тихий отпор: «Мне страшно это сделать. Нет, я боюсь...» Вариантов — множество: «Мне страшно поговорить с родителями...», «Я боюсь ему сказать об этом...», «Я боюсь, что у меня не получится», «Мне страшно на это решиться».

Фильм «Модная мамочка»

 

Самая типовая и самая глупая ошибка — относиться к подобным фразам всерьез и начинать «работать со страхом». Как правило, за фразами «Мне страшно» или «Я боюсь» стоят никакие не страхи, а незнание КАК делать либо нежелание человека себя напрягать. «Мне страшно позвонить ему первой...» «Я боюсь, что он воспримет это как мою навязчивость...»

Чисто статистически чаще подтекстом слышится «Не хочу себя напрягать», подтекст «Подскажите КАК это лучше сделать» звучит реже.

 

Как правило, такие фразы звучат от девушек, которые привыкли, что это вполне эффективная отмазка, чтобы не делать то, что как-то не хочется. И чаще всего эти фразы звучат там, где есть кто-то, кто может что-то трудное сделать вместо них. Действительно, почему бы тогда и не побояться?

Кстати, примерьте: часто ли такие фразы звучат на работе? Часто ли вы услышите «Мне страшно им позвонить...», когда начальник предлагает обзвонить клиентов по имеющейся базе? Да, на работе пока такое никто себе не позволяет.

Итак, как же на это реагировать? Я реагирую на эти фразы просто: или никак, или как на мелкие глупости, и предлагаю перевести вопрос в ответственный формат, в обсуждение того, «правильно или не правильно» им это делать или нет. Да, а если делать, то КАК. Ситуация меняется: тут нужно уже не просто о чувствах поговорить, а голову включать.

Мои дети о своих страхах мне не рассказывают, потому что они, похоже, не боятся ничего. Но если что-то подобное вдруг у них прозвучит, я в ответ спрошу их как-то так: «А зачем ты мне об этом говоришь? Если ты будешь делать и тебе нужно, чтобы я поддержал или подсказал, как это сделать лучше — так и скажи, я тебе помогу. Если же ты размышляешь о том, что может быть не стоит это делать, давай это обсудим. Правильно тебе это делать или не правильно?»

А на тренингах мы с участниками договариваемся заранее, что фразы «Я боюсь» и «Мне страшно» являются запрещенными, так же как слова «Нет» (фраза с «Нет» провоцирует собеседника на возражение. Зачем это делать?) и «Вот» («Вот...» — самое типичное мусорное слово, а воспитанные люди учатся говорить красивой русской речью). Если тебе на выездных тренингах предложили на завтра роль Королевы или другую непростую для тебя роль (Комплиментщик, Лидер дня), вместо разговоров о чувствах страха и своем «боюсь» лучше обсудить, правильно тебе брать эту роль завтра или нет. Может быть, ее взять не на полный день и не в полном объеме, может быть тебе нужен помощник — эти разговоры более предметные, чем разговоры о страхах.

А как на подобные фразы реагируете вы?

  • Автор Н.И. Козлов
  • Работа со страхом

Комментарии (21):

Николай, 11 июля 2015 г. в 21:30
Николай Иванович, а как же страхи высоты или высокой скорости? Такие виды спорта как прыжки в вингсьютах и парашют для многих развлечение, а для меня кошмар! И самое главное то, что большинство моих друзей любители экстрима, и смотреть со стороны, как они развлекаются, не особо весело, но присоединиться у меня не хватает смелости=(. И вроде бы желание такое есть - покататься на "американских горках" к примеру! Но каждый раз страх меня парализует! А если бы оказался на месте Феликса Баумгартнера (который совершил прыжок из стратосферы), то умер бы на месте! В моем случае есть выход из ситуации?
4 ответа
Н.И. Козлов, 15 июля 2015 г. в 21:27
Да, Николай, в вашей ситуации есть отличный выход: оказаться поумнее своих друзей и не увлекаться экстримом. Это - опасные глупости. Зачем они вам?
3 ответа
Катерина, 20 июля 2015 г. в 12:10
Избегать своих страхов - "отличный" способ с ними справиться... Может, стоит все же разделять реальные фобии и отмазки, о которых вы в статье говорите?
Александр, 20 июля 2015 г. в 15:15
Совершенно согласен! И хочу добавить - попытайтесь прочувствовать жизнь в полном спектре, без экстремальных увлечений (заменителей).
Гость, 05 марта 2020 г. в 18:43

Николай Иванович, я конечно понимаю что разум сильнее страха, что некоторые вещи - глупость, но есть в жизни много интересных вещей связанных с экстримом конечно - таких как бокс, скорость, прыжки с парашюта и всё это тоже есть часть, прежде всего, интересной жизни. Вы можете сказать, что всё это глупость и не обязательно, со своей точки зрения (у вас свое восприятие, только на чем оно построено?) или точки зрения основной массы, но жить очень правильно - это разумно? Превратиться в очень аккуратного по жизни, а в последствии - параноика? Слишком разумно и правильно -это уже не разумно. Жить одними проектами не надоест ли? Ответьте пожалуйста!

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 06 марта 2020 г. в 12:48

Если вы под экстримом понимаете развлечения, связанные с риском для жизни - то да, я против. Для дельных людей - я против. Если человек пустышка, никому не нужный человек - да за ради бога, пусть своей никому не нужной жизнью рискует. А у меня есть ответственность перед людьми - перед женой, перед детьми, перед Университетом, перед огромным числом людей, которым я нужен. И тогда экстрим из крутого развлечения превращается в опасную глупость. Мне нравится другой экстрим - браться за проекты, от величины которых страшно. И делать такие проекты!

Александр, 20 июля 2015 г. в 15:13
Николай Иванович, а ведь по сути эти страхи (прыжков, высоты, скорости) тоже от незнания, а точнее от неизвестности исхода, либо потери контроля над ситуацией.
Мыкола, 20 июля 2015 г. в 23:52
Это фобии.. Если есть желание а страх парализует... сделай шаг... потом еще один, и страх развеется как туман на солнце. Действуй!
Гость, 29 сентября 2022 г. в 09:00

Николай, доброе утро!

Вы так верно ответили на свой же вопрос!

Все мы – разные, у каждого свои развлечения, страхи и фобии.

Каждый испытывает радость от разных процессов: один боится пауков, другой, смакуя их, ест на отдыхе.

Вам важно осознать простые вещи:

1) Ваша дружба не прекратится от того, что вы не экстремал.

2) Сместите фокус на свою уникальность, найдите хобби которое по душе именно Вам, и не фантазируйте если бы вы были на месте кого-то))

3) Вы уникальны.. как снежинки зимой, а прыжок из стратосферы был на пути Феликса, ваш путь совсем другой!

4) Когда найдете своё увлечение, вы можете предложить друзьям присоединиться, может им оно тоже понравится!

Всех благ!

Евгений Яковлев, 20 июля 2015 г. в 12:20
))) Абсолютно с такой постановкой согласен. Мне кажется важным обнаружение своего страха только в том смысле, что когда он есть, а не замечаешь его, - начинаешь вести себя иррационально. То есть избегать какой-то полезной для себя деятельности, находя множество "очень важных причин" (рационализация) и т.п. Тогда обнаружение и признание какого-то своего страха - отличная стартовая точка для решения и действий. То есть бояться вообще нормально! При этом сам факт, что чего-то боюсь, не должен быть "слепым пятном" для человека, - а именно точкой действий, работы, приложения сил, решений, если ему это полезно, - о чём Вы и пишете.
Василий, 20 июля 2015 г. в 12:27
Я часто читаю ваши психологические эссе и они меня настраивают на трудовую неделю. Находясь в ситуации менеджера, я вижу, как часто взаимное подозрение сотрудников перерастает в страхи ..... и Вы правы , связывая рождения страхов с примеркой и затем необоснованным бременем роли в коллективе. Страх - это граница твоих возможностей... я так думаю. Спасибо за Ваши эссе!
Алексей, 20 июля 2015 г. в 12:41
Если я кому-то предлагаю выход, а он на это отвечает "Мне страшно, я боюсь, я не могу...", я предлагаю еще один выход. Если снова получаю такой же ответ - понимаю, что человек ничего не хочет делать на самом деле. Говорю ему: "Ну как знаешь. Это ТВОЙ выбор" - и отстраняюсь от него. Ибо уже научен опытом: помогаешь, помогаешь человеку, он от всего отказывается, а потом еще и тебя обвинять в чем-то начинает (к примеру, в черствости).
Алена, 20 июля 2015 г. в 16:22
Спасибо за разъяснения! Для себя взяла способ перевести в обсуждение правильно -не правильно. Работает отлично!!!
Коваленко Елена, 21 июля 2015 г. в 07:06
Прочитала и вдруг поняла,что мне вообще жить страшно...
Сергей, 21 июля 2015 г. в 16:34
Да, действительно, страхами можно и не делиться. Я не говорю, что мне страшно звонить незнакомым людям, но менее страшно мне от этого не становится. Более того - я звоню, несмотря на свой страх - но страх от этого не "развеевается на солнце". Я знаю формат: как делать, что сказать - но пустота в сердце и спазмы в груди от этого не проходят. Страх остается со мной несмотря на его замалчивание или попытки обсудить нечто иное вместо страха (например, как лучше делать или не делать).
1 ответ
Горбанева Вера Григорьевна, 22 июля 2015 г. в 10:41
Cергей, звоните и в то же время представьте, что на другом конце провода хороший человек, улыбнитесь ему и все! Всем приятно было разговаривать с Святым Серафимом Саровским - всем в сладость быть благоуветливый глас его. Читай ему молитву, он поможет.
1 ответ
Сергей, 24 июля 2015 г. в 03:58
Спасибо, Вера Григорьевна. Попробую представить и улыбнуться.
Жанна, 25 июля 2015 г. в 12:21
Николай Иванович, у моего сына в 11-м классе был конфликт с одноклассником. Последнего отчислили за учиненную драку. А сегодня мой сын встретил его в приемной комиссии, то есть, скорее всего, они будут учиться вместе. Сын признался, что боится его... Психологически... Посоветуйте, пожалуйста, как быть?
Н.И. Козлов, 25 июля 2015 г. в 22:47
Повторю еще раз: боится он или не боится психологически, это мало важно. Важно включить голову и понять, 1) есть ли реальные опасности в этой ситуации, 2) если есть, то какие и 3) что можно этим опасностям противопоставить. Похоже, что про страхи вы поговорили, а разобраться в ситуации - не успели, по крайней мере из вашего описания ничего этого понять нельзя. В любом случае, сыну полезно быстрее приобретать друзей, формировать свою если не команду, то тусовку, заниматься спортом и боевыми искусствами. Драться не нужно, а приобретать мужскую уверенность в себе - всегда полезно.
Гость, 13 марта 2019 г. в 16:52

Есть глубинные страхи, через которые иногда нужно пройти, чтобы сохранить жизнь. С таким не встречались? Вы остановились на уровне поверхностных манипуляций, например, страх женского поведения с учётом своего и чужого опыта.

Гость, 21 февраля 2021 г. в 23:05

Мне очень помог Павел Федоренко и его видео!! Всем советую!

Материалы по теме:

Картинка к "Если страшно, нужно действовать"
01 окт. 2022 г.
В жизни бывают трудные ситуации. Взрослые люди трудные ситуации решают, люди с психологией ребенка начинают переживать, привлекая к себе внимание и надеясь, что кто-то за них с ситуацией справиться.
0Подробнее →
Картинка к "Страх, страшное"
01 окт. 2022 г.
Страшное — это оценка того или иного события с точки зрения наших возможностей и наших потребностей.
Картинка к "Страшно быть дома одной"
01 окт. 2022 г.
Здравствуйте, меня зовут Катерина. Мне 22 года, и уже долгие годы я не могу побороть страх. Мне страшно находиться дома одной, идти по улице. посоветуйте что мне сделать чтоб чувствовать себя комфортно и спокойно.