Страхи и тревожность в человеческой жизни

01 января 2006 г. в 16:36

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «Шоколад»
Фильм «Женитьба Бальзаминова»

Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Научение страхам идет не только со стороны: дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно.

То, чего мы боимся и насколько мы боимся, зависит от множества факторов. Это зависит от особенностей нашего тела, от привычек нашей душевной жизни, от качеств нашего ума и от силы нашего духа. Можно сказать и по другому: в наших страхах есть то, что определяет наше тело, есть влияние культуры, и есть личная позиция каждого из нас.

Страхи, отношение к страхам — важная часть человеческой культуры. В разных национальных культурах, в разных группах и субкультурах существует своя норма страха — принятый и разрешенный уровень страхов. В культуре мужской и женской, в разных группах и тусовках, в группах разных возрастов, профессиональных конфессиях и разных государствах — норма страха может сильно отличаться.

Девочкам в большей степени разрешается бояться и трусить, мальчикам — в меньшей. Маленьким мальчикам бояться можно, мужчинам — уже нельзя. При этом самые трусливые спартанские воины были куда смелее и мужественнее большинства современных мужчин из числа офисных работников.

Норма страха изменчива и обычно зависит от уровня страхов тела и от того, что воспитали в человеке или человек сам воспитал в себе.

Взрослые люди к страхам относятся по-разному. Взрослые мужчины учатся жить без страхов, девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют, чаще всего рядом с мужчинами.

Чувство страха — популярная социальная игрушка. Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. В Страх можно играть, и игра эта достаточно популярна, особенно у детей и женщин.

Взрослые мужчины меньше обращают внимание на свои чувства и заняты в первую очередь своим поведением: возможностью что-то сделать, несмотря на страх.

Чувствовать леденящий страх, бояться до дрожи — все может быть увлекательной игрой, недаром так популярны фильмы ужасов: люди сами платят деньги за возможность побояться в темноте.

Часть молодых людей, еще не понимающих, что такое ответственность, любит играть в большой страх: действительно, любой прыжок с высотки может стать твоим последним шагом в твоей короткой жизни.

Пока кто-то играет в страх, разыгрывая смелость, другие играют в страх, разыгрывая бытовые страхи. Игра в страхи имеет свои внутренние выгоды и достаточно популярна. «Бояться», переживание «как бы страха» позволяет успешно привлекать к себе внимание, занимает время волнительными переживаниями и позволяет под удобным предлогом не делать то, что не хочется или трудно.

Обращают внимание на свои бытовые страхи и склонны их переживать — в основном женщины. Привычная тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Смотри видео «Нормальная тревожная мама» — скорее всего, мама своей тревожности не видит, не замечает и не согласится, что она тревожна.

Когда игра в страх играется вовлеченно, она оказывается вполне серьезной и вызывает те же последствия, что и страхи не надуманные, а изначально настоящие. То, что начинается как игра, постепенно становится жизнью. Возможно, именно на этом фоне с возрастом, особенно у пожилых людей, часто формируется страх как базовое мировосприятие, видение «Мир страшен». Привычными становится несчастное лицо, бессильные жесты, позиция Жертвы и фразы по типу: «Господи, страшно-то как!»

Страх — удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — правильно, руководствоваться страхом — опасно. Когда страшно, смелость — это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным — способность быть выше страха.

Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации — вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться — и сделать все необходимое...

Разум — лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления — это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.

Лучше всего успокаивает — дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.

Страхи и тревожность в практической психологии

Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами — популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

  • Страхи
  • Тревожность
  • В человеческой жизни
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как дети учатся бояться, или Научение страхам у детей"
11 нояб. 2014 г.
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха не некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей - результат научения. При том, что чувство страха - базовая, врожденная эмоция, врожденной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. Но от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать - этот список врожденным не является.
3Подробнее →
Картинка к "Мужчины не боятся"
01 окт. 2022 г.
То, что мужчины не боятся — это не факт, это норматив мужской культуры.
Картинка к "Работа со страхом"
01 янв. 2010 г.
Работа со страхом — приемы и процедуры, позволяющие предупредить страх, освободиться от страха или использовать его позитивные стороны.
Картинка к "Разумный и деятельный подход к страхам"
01 янв. 2006 г.
Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину.
Картинка к "Страхи"
01 янв. 2010 г.
Страхи, как житейское понятие, имеет два основных смысла.
Картинка к "Тревожность - состояние тела или души?"
02 авг. 2000 г.
Тревожность - это опасение от недостатка информации. При нормальном гормональном фоне человек способен адекватно оценить ситуацию и без вхождения в состояние тревоги дать резюме ситуации и внутренне признаться, что информации недостаточно.