Развитие осознанности в практической психологии

31 декабря 2009 г. в 17:56

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

В последнее время слово осознанность стало очень расхожим и упоминается часто не по делу. Большое число психологических и психотерапевтических подходов говорят о том, что их особенностью является развитие в людях осознанности. При этом не говориться, что же именно имеется в виду под этим качеством, о каких наблюдаемых признаках идет речь.

Есть осознанность речи, есть осознанность движений, есть осознанность мышления, есть осознанность своей жизни в целом — о чем идет речь?

Разговор о том, что мы на тренинге развиваем или развили свою осознанность звучит довольно странно. Это аналогично заявлению, что на тренинге мы развиваем или получаем образование. Образование — это миллионы единиц различных знаний, это вся человеческая культура, а тренинг — это лишь некоторые знания и навыки в довольно узкой области.

Многие люди уверены, что пройдя тренинг, они развили у себя осознанность, что теперь у них с этим все в порядке. При этом слово «осознанность» они используют без осознавания его объема и характеристик, а если начать их спрашивать, то выяснится, что, осознавая свои чувства, они плохо осознают свои мысли, в полном тумане с планами на будущее, а со смыслом жизни у них полный бардак.

Претензии тех или иных духовных гуру или психологических школ: «Мы развиваем осознанность!» — не более чем рекламный трюк. Осознанность развивают все: и родители, когда учат ребенка попадать ложкой в рот, и учителя, приучающие первоклашку писать по строчке, и инструктор, обучающий как пользоваться новыми технологиями. «Мы развиваем осознанность» — звучит так же, как «Мы даем знания!». Все дают знания. Все нормальные педагоги развивают осознанность — только в разных областях и направлениях, и это путь длиной в бесконечность.

Осознанность можно развивать, осознанность нельзя развить. В этом парадоксе говорится о том, что развитие осознанности — это не один определенный процесс с определеным завершением, а ветвящийся бесконечный путь, следующие этапы которого открываются только тем, кто прошел уже его часть. Фраза Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, как мало я знаю» в полной мере применима и к осозанности: чем более человек начинает жить осознанно, тем в больше мере он начинает понимать, сколько еще неосознанного в его жизни.

Осознанность развивается постоянно в течение всей жизни, это постоянный процесс, который не имеет какой-то конечной точки. Развитие осознанности — это всегда развитие осознанности в какой-то части человеческой жизни, в той деятельности, где эта осознанность востребована. Одного тренинга, помогающего развитию осознанности, нет и быть не может. Могут быть тренинги, больше других обращающие внимание участников на разные моменты осознанности, но всех моментов осознанности на одном тренинге охватить просто нереально. Разные моменты осознанности развиваются в разных практиках и на разных тренингах, и развитие осознанности, происходящее на хорошем тренинге, далеко не всегда обозначается в целях на тренинг. Что, тем не менее, можно рекомендовать? Синтон-программа (Н.И.Козлов), НЛП (НЛП-практик, мастер, тренер), Сталкинг (Сергей Шишков)

  • Развитие осознанности
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2011 г.
Что подкрепляем — то и получаем. Неосознанное подкрепление в воспитании детей
Почему ребенок ведет себя, порой, несусветным образом и приносит массу разочарований?
01 окт. 2022 г.
Осознанность
Когда человек не умеет или не привык жить осознанно, он живет как будто в темноте, путается в своих планах и намерениях...
01 янв. 2010 г.
Развитие осознанности
Развитие способности, умения и привычки сопровождать сознанием свои состояния.