Что такое — Думать? А вы этим занимаетесь?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Как сформулировать, что же такое — думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так...
Думать — это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: «А почему это так?». По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы «Какие основания так думать?» Думать — это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями — и принять наилучшее решение... Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать — это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу «потому что», а целями и ценностями, всегда задавая вопрос «Зачем? Для чего? Во имя чего?». Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
На языке позиций восприятия, это выход в четвертую позицию, где все происходящее рассматривается системно.
Думать — это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко... Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно...
Как много люди думают?
Думают люди не всегда, некоторые — не часто. Бернард Шоу писал: «Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю...» Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать... Специальные исследования, посвященные вопросу «как часто люди думают», нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.
Как понять, думает человек или нет? В первую очередь — по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания — признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы — признак того, что человек думал и умеет думать.
Что мешает думать? На поверхности — эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать. Если девочек с детства думать не приучали, им было достаточно привлекательно выглядеть и мило щебетать, то такие девочки, имея прекрасный интеллект, думать не приучены. На работе думают, потому что там с них это требуют, а только начинается личная жизнь — девушка живет уже без головы, живет чувствами...
Для тех, кому жить бездумно кажется неправильным, нужно развивать две вещи: 1) привычку включать голову и 2) учиться думать качественно. К сожалению, умение думать в малой степени развивается в школе и даже в вузах, соответственно многие люди думать толком не умеют. Более того, когда их голова работает сильно криво, достаточно удачным (иногда) решением оказывается отключить голову и пользоваться в большей степени автоматизмами и чувствами. Рекомендация «отключить голову» среди части психологов является очень распространенной, однако делать это жизненной стратегией и учить себя жить бездумно, без головы — неправильно. Правильнее все-таки — учиться думать!
Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?
Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Во-первых, подавать детям пример: думать самим, делать это почаще, вслух и с удовольствием. Во-вторых, с детьми разговаривать, с миром знакомить, задавать детям вопросы и учить детей самих задавать вопросы — и вопросами задаваться. Далее — приучить детей слушаться по принципу «Сказано — сделано»: чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги — это как раз про дурика). Сюда же — слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) — в своих мыслях болтается, но не думает.
Реалистичная программа? Как это делать конкретно, посмотрите например в статье «И о чем мы будем сегодня разговаривать?».
Комментарии (16):
А что продуктивнее для родителей, объяснять ситуацию ребёнку или учить его именно задавать вопросы ? Я помню в детстве ходил на плавание, лет 8-9 было, очень хорошо получалось, Быстро схватывал технику, на соревнованиях первые места занимал, но после того, как почувствовал, что тренер ко мне очень хорошо относится, я начал как дома своевольничать и перестал серьёзно относиться к занятиям, а как только тренер в педагогических целях ко мне изменила отношения и я перестал быть у неё в "любимчиках", то у меня тогда сразу возникло ощущение что я как не дома, и появился легких страх и нежелание ходить. При этом, как я понял, голову я не включал вообще, и родители не смогли просто ничего сделать, и переубедить, хоть и объясняли. Сейчас я свою глупость в этой ситуацию понимаю с точки зрения взрослого человека. Но вопрос, как в такой ситуации родитель может ребёнка заставить думать? Интересуюсь, так как когда будут дети, надо уметь их грамотно развивать.
Не переоценивайте разговоры. Вы можете ребенку объяснять все на свете, а он не будет вас слушать. Вы можете подталкивать его задавать вам вопросы, а он будет задавать вам вопросы, не думая и не включая голову. Действенно будет, только если вы жестко увлечете (вовлечете) или сильно заставите, так чтобы у ребенка не было вариантов. Подробнее - только на консультации.
Я своего сына никогда ни к чему не принуждал, а предлагал ему на выбор несколько вариантов. Естественно, из имеющихся в наличии, под моим чутким руководством и незаметным направлением, где это было необходимо. По-видимому, таким образом, у него воспиталась естественная норма, принимать решения, выбирая лучшее из того, что есть. Поскольку он по жизни поднялся до отличных показателей, я склонен утверждать, что такая форма воспитания является вполне достойной. Возможно, можно было бы воспитать генератор идей, предлагая ребенку самому искать решения своих желаний и возможности воплощения их в реальность. Похожее обучение, насколько помню, проводилось в ВУЗах США.
Полностью с вами согласна и благодарю за напоминание - вырастила детей, теперь на очереди внуки. Замечательная статья!
И все же, вопрос остался не раскрытым. Как же технически происходит процесс думания? Как же это ребенка научить этому действию? По моему - сказать "давай, учись думать", это все равно, что сказать ребенку - "будь внимательнее". А как это вдруг стать внимательным или думающим? Процесс думания происходит на ментальном плане, а на физическом отражаются проявления. Качественный анализ - это результат думания.
Правильно ли я понимаю: нужно начать думать прежде всего для себя, чтобы улучшить свою жизнь, а не для других?
Здравствуйте, а можно развить привычку думать в 22 года, если есть желание?