Что такое — Думать? А вы этим занимаетесь?

17 ноября 2014 г. в 10:37

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Как сформулировать, что же такое — думать? Я думал об этом, искал ответы и возвращался к формулировками более десятка лет. Как отвечу на этот вопрос сегодня? Наверное, так...

Думать — это останавливать себя в суете мельтешащих мыслей и задавать в первую очередь самому себе важные вопросы. Например, к самым вроде бы очевидным вещам задавать вопросы: «А почему это так?». По поводу того, во что все верят бездумно, задавать вопросы «Какие основания так думать?» Думать — это реагировать не вспыхнувшей эмоцией или спонтанной реакцией, а остановиться, найти несколько вариантов поведения, представить их последствия, сопоставить их со своими целями — и принять наилучшее решение... Это умение грамотно распорядиться своими ресурсами, организовать свое мышление, память и внимание. Думать — это жить не потоком желания и не гидравликой потребностей, не по принципу «потому что», а целями и ценностями, всегда задавая вопрос «Зачем? Для чего? Во имя чего?». Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

На языке позиций восприятия, это выход в четвертую позицию, где все происходящее рассматривается системно.

Думать — это способность, которая у разных людей развита в разной степени. Кто-то умеет думать быстро и глубоко, кто-то медленно и близоруко... Впрочем, чтобы жить, в современном мире думать уже не обязательно. Можно делать как говорят, и будет неплохо. Можно жить чувствами, вообще без головы, и во многих ситуациях этого будет вполне достаточно...


Как много люди думают?

Думают люди не всегда, некоторые — не часто. Бернард Шоу писал: «Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю...» Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать... Специальные исследования, посвященные вопросу «как часто люди думают», нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.

Как понять, думает человек или нет? В первую очередь — по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить. Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания — признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы — признак того, что человек думал и умеет думать.

Что мешает думать? На поверхности — эмоции и чувства. Как только человек впадает в чувства, голова обычно отключается, думать уже нечем. Если посмотреть поглубже, то мешает думать отсутствие привычки это делать. Если девочек с детства думать не приучали, им было достаточно привлекательно выглядеть и мило щебетать, то такие девочки, имея прекрасный интеллект, думать не приучены. На работе думают, потому что там с них это требуют, а только начинается личная жизнь — девушка живет уже без головы, живет чувствами...

Для тех, кому жить бездумно кажется неправильным, нужно развивать две вещи: 1) привычку включать голову и 2) учиться думать качественно. К сожалению, умение думать в малой степени развивается в школе и даже в вузах, соответственно многие люди думать толком не умеют. Более того, когда их голова работает сильно криво, достаточно удачным (иногда) решением оказывается отключить голову и пользоваться в большей степени автоматизмами и чувствами. Рекомендация «отключить голову» среди части психологов является очень распространенной, однако делать это жизненной стратегией и учить себя жить бездумно, без головы — неправильно. Правильнее все-таки — учиться думать!

Как воспитывать детей, чтобы они умели и любили думать?

Метода, как ни странно, простая (но только для умных родителей). Во-первых, подавать детям пример: думать самим, делать это почаще, вслух и с удовольствием. Во-вторых, с детьми разговаривать, с миром знакомить, задавать детям вопросы и учить детей самих задавать вопросы — и вопросами задаваться. Далее — приучить детей слушаться по принципу «Сказано — сделано»: чтобы позже, когда они будут сами командовать себе, они выполняли уже свои собственные задания. Приучить к формату: телесной собранности и не делать из себя дурика (бессмысленный взгляд, когда отключаются мозги — это как раз про дурика). Сюда же — слышать, что тебе говорят, чтобы позже взрослый человек в разговоре отвечал собеседнику, а не тому, что ему вдруг пришло в голову, Ну, и приучить к внимательности, воспитать привычку делать и не отвлекаться, поскольку человек, который не может свою собственную мысль додумать до конца (отвлекается, да?) — в своих мыслях болтается, но не думает.

Реалистичная программа? Как это делать конкретно, посмотрите например в статье «И о чем мы будем сегодня разговаривать?​».

Фильм «Семнадцать мгновений весны»
Фильм «Аббатство Даунтон»
Фильм «Шоколад»
  • Думать
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Воспитание детей
  • Психика, здоровье

Комментарии (16):

Гость, 13 декабря 2012 г. в 21:49
А как не терять навык включать голову, которая не просто включилась, но и начала качественно думать по-новому и широко? Проблема в следующем - постепенно сознание снова возвращается к шаблонному мышлению. И именно сами шаблоны однажды и загнали в тупик, из которого психика и нашла выход - научившись думать. Как остаться всегда с такой головой и даже лучше? Как не вернуться к "тупизне"? НЕ ХОЧУ НАЗАД!!!
Антон Климов, 19 ноября 2014 г. в 19:24
Отсутствие вредных привычек, любовь к чтению и познанию новых непривычных вещей, качественный отдых - сделают своё дело. Мозгу всё это необходимо для правильной работы. А когда с ним всё в порядке, то и привычка думать станет постоянной, а не временной роскошью. Дело же не только в ментальном усилии, но и в физиологии!
Гость Майя, 24 ноября 2014 г. в 14:05
Очень интересная тема, потому что думание - это основное действие в процессе принятия решений человеком. Когда человек думает, он анализирует и чувства и знания по данному вопросу. Естественно, в процессе думания большая роль принадлежит памяти человека. Активность памяти и процесса думания зависит от вопроса, который волнует человека. Если вопрос интересный, то человек будет думать и за едой, и за какой-то монотонной работой,и даже во сне. Самое главное, скажем, в процессе мышления, это вопрос.
Владимир, 24 ноября 2014 г. в 15:19
Очень четко и лаконично. Прискорбно, что большинство не умеет думать, ещё хуже, что они об этом не догадываются.
Гость, 24 ноября 2014 г. в 17:38
Очень полезная статья. Взяла на заметку. Приятно понимать, что это способность и привычка, которые можно и нужно развивать у детей. А не коэффициент учености.
Карпенко Кирилл Евгеньевич, 26 ноября 2014 г. в 14:57
Сократ в апологии Платона на эту тему хорошо сказал: "я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего дельного и путного не знаем, но он, не зная, воображает, будто что-то знает, а я если уж не знаю, то и не воображаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я коли ничего не знаю, то и не воображаю, будто знаю".
Некрасова Ксения, 27 ноября 2014 г. в 15:18
Есть только один способ не вернуться назад - идти вперед! Думать по-новому каждый раз, широко, глубоко, далеко. Подумайте, откуда берутся шаблоны? Шаблоны или стереотипы появляются тогда, когда размышление становится знанием. "Если я знаю, зачем об этом думать?" Лишь существование бесконечной многовариантности придает смысл размышлениям, умению пользоваться головой.
Некрасова Ксения, 27 ноября 2014 г. в 15:39
Спасибо за интересную тему! Хочется заступиться за чувства и эмоции - они не на поверхности, а в глубине. И когда отключается голова и нечем думать, тогда есть, чем чувствовать! Чувствовать, ощущать, воспринимать - необходимо не меньше, чем думать! "Что я чувствую? В чем причина возникших ощущений? Что со мной происходит и для чего?" Согласитесь, есть о чем подумать! Только вот ведь беда, как многие не пользуются своей головой, так многие и не обращают внимания на чувства, воспринимая эмоции как нечто приходящее извне. Лишь те, в ком мышление и чувствительность полноправны развиты, как два крыла птицы, достигают настоящих высот. Да, выразительны глаза человека осмысленно занятого чем-то. Но посмотрите на одухотворенное лицо человека, охваченного порывом чувств!
Н.И. Козлов, 27 ноября 2014 г. в 16:54
Ксения, это тема не простая, хотя бы потому, что чувства - чувствам рознь, и не все чувства человека красят. Кого-то - и уродуют. Могли бы вы подробнее изложить свою позицию, рассказать, какие чувства вы имели в виду и в каких ситуациях они по-настоящему необходимы? Если можете указать статьи, в которых эта позиция как-то отражена, буду также благодарен.
1 ответ
Гость, 27 мая 2017 г. в 09:12

А что продуктивнее для родителей, объяснять ситуацию ребёнку или учить его именно задавать вопросы ? Я помню в детстве ходил на плавание, лет 8-9 было, очень хорошо получалось, Быстро схватывал технику, на соревнованиях первые места занимал, но после того, как почувствовал, что тренер ко мне очень хорошо относится, я начал как дома своевольничать и перестал серьёзно относиться к занятиям, а как только тренер в педагогических целях ко мне изменила отношения и я перестал быть у неё в "любимчиках", то у меня тогда сразу возникло ощущение что я как не дома, и появился легких страх и нежелание ходить. При этом, как я понял, голову я не включал вообще, и родители не смогли просто ничего сделать, и переубедить, хоть и объясняли. Сейчас я свою глупость в этой ситуацию понимаю с точки зрения взрослого человека. Но вопрос, как в такой ситуации родитель может ребёнка заставить думать? Интересуюсь, так как когда будут дети, надо уметь их грамотно развивать.

2 ответа
Козлов Николай Иванович, 27 мая 2017 г. в 21:51

Не переоценивайте разговоры. Вы можете ребенку объяснять все на свете, а он не будет вас слушать. Вы можете подталкивать его задавать вам вопросы, а он будет задавать вам вопросы, не думая и не включая голову. Действенно будет, только если вы жестко увлечете (вовлечете) или сильно заставите, так чтобы у ребенка не было вариантов. Подробнее - только на консультации.

Wagila Wladimir, 26 октября 2018 г. в 09:39

Я своего сына никогда ни к чему не принуждал, а предлагал ему на выбор несколько вариантов. Естественно, из имеющихся в наличии, под моим чутким руководством и незаметным направлением, где это было необходимо. По-видимому, таким образом, у него воспиталась естественная норма, принимать решения, выбирая лучшее из того, что есть. Поскольку он по жизни поднялся до отличных показателей, я склонен утверждать, что такая форма воспитания является вполне достойной. Возможно, можно было бы воспитать генератор идей, предлагая ребенку самому искать решения своих желаний и возможности воплощения их в реальность. Похожее обучение, насколько помню, проводилось в ВУЗах США.

Гость, 23 ноября 2017 г. в 00:27

Полностью с вами согласна и благодарю за напоминание - вырастила детей, теперь на очереди внуки. Замечательная статья!

Гость, 10 марта 2019 г. в 22:49

И все же, вопрос остался не раскрытым. Как же технически происходит процесс думания? Как же это ребенка научить этому действию? По моему - сказать "давай, учись думать", это все равно, что сказать ребенку - "будь внимательнее". А как это вдруг стать внимательным или думающим? Процесс думания происходит на ментальном плане, а на физическом отражаются проявления. Качественный анализ - это результат думания.

Гость, 07 марта 2020 г. в 12:35

Правильно ли я понимаю: нужно начать думать прежде всего для себя, чтобы улучшить свою жизнь, а не для других?

Гость, 12 августа 2022 г. в 13:08

Здравствуйте, а можно развить привычку думать в 22 года, если есть желание?

Материалы по теме:

Картинка к "Думать: у кого и когда это включается"
01 окт. 2022 г.
У некоторых людей автоматический процесс мышления прерывается, а точнее, параллельно ему включается процесс дополнительный, и человек вдруг смотрит на окружающую действительность и начинает себя спрашивать: "А прав ли я? А понимаю ли происходящее? Правда ли все вокруг меня — старое? Где я? Кто я? А ты — кто?" И начинает — с интересом, с любопытством, с азартом и старанием — начинает думать.
0Подробнее →
Картинка к "Фильм «Крутая Джорджия». Рэчел в офисе доктора Саймона"
01 окт. 2022 г.
Рэчел: "Я пришла сказать, что не буду работать здесь!" Голова у Рэчел включена, работает постоянно, не отключается никогда. Сознание ясное, внимание широкое, все решается на ходу, думать не приходится. Секретарша: "О, Джорджия звонила насчет тебя! Какая же ты симпатичная!" Ее состояние: голова включена, сознание ясное, внимание четко направленное, при этом играет рассеянность, как будто не слышит, на реплику не реагирует, говорит приятные банальности/глупости. Этим вводит Рэчел в заблуждение, перехватывает ее внимание, Рэчел улыбается, повелась, про свою программу забыла...
Картинка к "Как избавиться от назойливых мыслей?"
15 авг. 2019 г.
Вот у меня в голове - комбайн по переработке мыслей. Он всегда тихонько гудит, потому что всегда хочет работать, и он делает это красиво. А если мысль назойливая, все время появляется снова? Это значит, что он будет из нее делать все новые и новые вещи. Потому что он умеет думать?
Картинка к "Методика Знать, где о чем думать"
01 окт. 2022 г.
Методика "Знать, где о чем думать" - методика самоорганизации, подходящая для Душки и Тактика.
Картинка к "Включать голову — еще не значит думать"
01 окт. 2022 г.
Рекомендация «включи голову» – это напоминание-рекомендация начать пользоваться умом. Насколько это актуально? А насколько это реалистично?
Картинка к "Внутренний диалог и его остановка"
17 февр. 2014 г.
Мышление обычно происходит в форме внутренней речи, иногда это внутренний монолог, иногда — внутренний диалог.