Внутренний диалог и его остановка
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Мышление обычно происходит в форме внутренней речи, иногда это внутренний монолог, иногда — внутренний диалог. Внутренний диалог — непрерывное внутреннее общение человека с самим собой, один из основных способов размышления, думания, рефлексии. Остановка внутреннего диалога — прекращение течения мыслей, прекращение общения между разными Я (частями Я, субличностями).
Нужно ли останавливать внутренний диалог? Однозначного ответа здесь нет. Во-первых, внутренний диалог может быть как продуктивным, так и нет. Продуктивный и своевременный внутренний диалог останавливать нецелесообразно, несвоевременный и непродуктивный — правильно останавливать.
Тот, кто общается внутри себя непрерывно и не по делу, является внутренним болтуном. Если человек в своем внутреннем диалоге только ругает себя и себя же в ответ оправдывает, это полное безобразие, и такой внутренний диалог лучше прекратить. Для массовой личности характерна как раз внутренняя болтовня, соответственно одной из этапных задач развития личности является прекращение непродуктивного внутреннего диалога. С другой стороны, тот кто общается внутри себя по делу, ради дела и грамотно, является мыслителем и деятелем. Аналогично, если человек готовится к переговорам, во внутреннем диалоге отыгрывая попеременно позицию свою и партнера, это абсолютно разумная и очень продуктивная подготовка.
Клиентами психотерапевтов обычно являются люди с малопродуктивным, а то и вовсе контрпродуктивным, негативным и конфликтным внутренним диалогом, поэтому среди психотерапевтов распространено убеждение, что внутренний диалог полезно останавливать. Возможно, в силу похожих причин аналогичное негативное отношение к внутреннему диалогу распространено во многих эзотерических течениях.
В частности, в учении Кастанеды внутренний диалог представлен тем, что человеку мешает полноценно в мире быть, а остановка внутреннего диалога обязательна для воина: она меняет отношение к жизни и дает возможность приобщиться к шаманским знаниям.
Цитата: «Мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически, мы создаём наш мир своим внутренним диалогом. Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умрём. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний диалог. Воин осознает это и стремится прекратить свой внутренний диалог. Главная помеха для воина — внутренний диалог: это ключ ко всему. Когда воин научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми».
Интересно, что остановка внутреннего диалога приветствуется некоторыми направлениями официального православия. В православии есть внутреннее течение, называемое «исихазм» (от греческого слова «исихия» — «безмолвие»). Главная цель исихазма — посредством постоянной практики Иисусовой молитвы добиться состояния внутренней тишины и «внутреннего безмолвия». Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия».
Мнение, что остановка внутреннего диалога всегда приводит к тем или иным позитивным результатам, серьезных подтверждений не имеет, и, видимо, для разных людей результаты такой практики будут различными. Культурно и интеллектуально развитый человек, дающий себе передышку от разбора трудных проблем, во время остановки внутреннего монолога отдохнет с пользой для себя. Также, если для человека думать — не сильно привычно или отвлекает от трудной деятельности, требующей сосредоточения, то внутренний диалог ему будет мешать. Если же для человека думать так же естественно, как дышать, и его мышление как раз помогает ему сосредоточиться на текущей деятельности, то внутренний диалог будет ему помогать. А вот если недалекий человек, думать не привыкший, разрешит себе долгое время не думать и головой не пользоваться, то результатом подобной практики, скорее всего, будет только общее снижение интеллекта вплоть до его полного идиотизма.
Так или иначе, научиться остановке внутреннего диалога полезно в любом случае. Как останавливать внутренний диалог? Основные средства — это отвлечение внимания от вербального канала, переключение внимания на кинестетику, простые образы или звуки. Дополнительно, при хорошем внимании к кинестетике можно почувствовать состояние тела, его нужды и желания — и таким образом переключить человека на первую позицию восприятия (Я сам, мои желания). Возможные процедуры здесь разнообразны: это фиксация точки в дзен-буддизме, почти любые медитации, в том числе медитация на огонь свечи в йоге, спокойное присутствие и тренинг «Великий Немой» в синтон-подходе, телесные практики, когда человек полностью вовлекается в кинестетические ощущения и переживания. А если человек умеет (для некоторых это возможно и не сложно), то он может и без всяких дополнительных техник просто прекратить думать. И на некоторое время погрузиться во внутреннюю тишину...
Комментарии (20):
А кто тогда мы, если не мозг? Задайте себе вопрос, мол "где в моём теле находится то, что я считаю собой?"
Я заметил, что если прекратить внешнюю (реальную) речь до тех пор, пока не появится достаточно хорошая идея, чтобы её выразить, то и внутренний диалог останавливается, и мозг начинает искать эту самую достойную мысль. То есть, если ты не знаешь, что сказать, или знаешь, но результат выражения этой мысли тебя не устраивает, нужно молчать. Если появилась мысль, результат выражения которой тебя устраивает на 80-90-100% (в зависимости от твоих предпочтений, самокритичности и.д.), то можешь её высказывать.
Эти диалоги очень изматывают. Нужно найти себя, найти желание жить.
Меня постоянно мучают внутренние моно(диа-)логи. Это только в последнее время я начала замечать. Раньше такое было, но не так болезненно. Сейчас же я разговариваю со вторым своим я. Это я - садист, критикан и просто создание, которое постоянно унижает, оскорбляет меня, обесценивает все мои действия. При этом, в диалогах/монологах моё второе я всегда показывается лучше, умнее, сильнее и хитрее... Я думаю, что это моё желание из подсознания кого-то унизить, оскорбить, самоутвердиться за чей-то счёт. В реальной жизни, я такого никогда не сделаю, однако такое сделали со мной. Да, мне хочется отомстить этому человеку, но это не по моим принципам. Может ли быть такое, что мои желания воплотились в собеседника и теперь меня же унижают?
Как там Кастанеда писал про Хищников-союзников?
Часто при депрессии помогает внутренняя тишина, но когда это происходит очень долго становится немного странно. Как будто чего-то не хватает, как будто эго умирает, а самое страшное, что совершенно нет эмоций. Думаю полезно иногда остановить мысли, но не всегда...