Детство: время развлечений или взросления?
Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч
Выпускница Университета практической психологии
Я хочу рассказать вам правила воспитания детей, которые, когда я с ними познакомилась, вызвали у меня серьезное замешательство. Я всегда считала себя опытной мамой, но такого опыта у меня не было, а правила звучали резко. Сразу скажу, что позже они мне понравились и показались очень нужными и разумными. Но судить — вам, поэтому привожу их так, как я их услышала и поняла.
Правило 1: У детей отсутствует свободное время
Уже первый пункт правил может вызвать протест у многих родителей. Как же свобода ребенка, как же счастливое детство? Данный подход действительно подразумевает некоторое усечение свободы ребенка, в интересах его развития.
Дети всегда должны быть заняты — развивающими играми, помощью по хозяйству, учебой, спортом и т.п. У ребенка есть свобода воли — в рамках плана дня, составленного вместе с родителями. Этот план должен состоять из дел, которые развивают ребенка, чередуя физическое, душевное и интеллектуальное развитие. Учебные занятия могут чередоваться с прогулками на воздухе, общением с друзьями.
В качестве примера можно привести уникальный опыт советского педагога А.С. Макаренко, реализовавшего похожую систему в своей колонии им. Горького. Строжайшая дисциплина там поддерживалась самими воспитанниками. 4 часа обязательной работы на заводе или в поле, затем обязательное обучение в школе, а затем полная свобода в виде кружков. Хочешь учись играть в шахматы, хочешь — на трубе. Но если выбрал какой-то кружок, то обязан посещать его минимум полгода.
Правило 2: В семье допускаются только такие игры, в которых первично развитие, а не развлечение
Никто не будет возражать против игр, где это совмещается, и спортивные игры — великолепное сочетание увлекательности и физического развития. А вот компьютерные стрелялки из жизни ребенка должны быть исключены: так же, как должен быть исключена алкоголизация из жизни их родителей.
Это правило на уровне идеи поддерживается всеми думающими родителями. А вот с его реализацией у многих возникают проблемы — в первую очередь потому, что отсутствует пункт 3, беспрекословное послушание.
Правило 3: Дети слушаются родителей с первого слова
Давайте разберемся, откуда берется это правило, действительно ли оно необходимо?
Есть гипотеза, что именно родительский голос, который мы слышим все детство, переходит во внутреннюю речь и становится нашим внутренним голосом. После 7 лет мы копируем команды, которые нам отдавали родители, сохраняя при этом примерно тот же тон.
Если девушка никогда не слушалась свою маму, которая визгливо кричала на нее, то этот визгливый голос в голове будет сопровождать ее всю жизнь. «Пойди помой посуду!» — взрослая девушка будет сама себе говорить это, сама же на эту команду раздражаться, сопротивляться и не выполнять, назло своему внутреннему голосу.
Беспрекословное выполнение родительских команд необходимо, чтобы дети научились слушаться самих себя. Это умение еще называют волей. У волевого человека есть два инструмента:
- текст самокоманды (спокойный, уверенный, доброжелательный голос — вырабатывается как повторение родительского голоса),
- привычка слушаться эту команду (формируется опять же родителями).
Когда родители не дают никаких распоряжений, у детей нет навыка делать что-либо по команде. Родители на них иногда кричат, иногда пугают, иногда вовлекают. Такие дети на слова, например, «Идем завтракать» реагировать не будут до тех пор, пока не возникнет какая-то новая картинка, шум, т.е. на ситуацию они реагировать будут, а на слова — реакции не последует.
Правило 4: Родители не допускают развития «хочу», есть только «надо». При этом «надо» — в стиле «хочу» — бодром, живом, энергичном. «Хочу все, что надо»
Обычный протест обычных родителей — а как же желания ребенка, как же его «хочу»? Посмотрите на это под другим углом: «Хочу все, что надо» — думаю, такое развитие устроит даже самых привередливых родителей. Вопрос только в том, как его достичь? Как делать то, что не хочется? Если человек с детства приучен выполнять то, что надо, этот вопрос решается просто: «Надо мне это делать или не надо?» Если не надо — он не делает. Если надо — то берет и делает. Делает так, как самое любимое — например, с помощью упражнения Если бы я любил.
В этом упражнении предлагается включать состояние любви в нужный момент времени, т.е. управлять своими эмоциями. Верно, но много ли найдется людей на Земле, кто способен это делать? Для развития этого умения предназначен последний, пятый пункт наших правил.
Правило 5: Страдания и другие негативные эмоции запрещены
Пожалуй, это тезис, самый вопиющий с точки зрения обычных родителей. Однако посмотрим на него с точки зрения простой логики. Хотите ли вы, чтобы ваши дети страдали, злились, обижались и прочее? Едва ли. Тогда запретите им это. Поверьте, они смогут это сделать, дети — мастера управления эмоциями.
Вспомните, как легко маленькие дети начинают плакать и как резко прекращают капризы, когда получают желаемое. Как умело они играют на нервах родителей с помощью своих обид, слез и истерик. Как резко отличается их поведение для мамы, бабушки и папы.
«Даже если согласиться, что дети мастерски управляют эмоциями, как преодолеть страх, что своим поведением я могу причинить ребенку непоправимую травму?» — скажут многие родители. Не преувеличивайте серьезность детских эмоций: дети сами играют в страшилки, ходят в «страшные места» и рассказывают друг другу страшные истории о Черной руке, просят у родителей деньги на фильмы ужасов и в принципе любят все переживательное. Наши дети в эмоции играют, дети эмоциями развлекаются, дети к своим собственным эмоциям относятся легко. Специалисты утверждают, что количество реальных психологических травм в разы меньше, чем говорят об этом современные психологи.
Выводы
Попробуем оценить в целом описанные правила воспитания детей. Кажется, такой стиль воспитания можно отнести к «жестким»: сказано-сделано. В то же время, если представить, что вышеописанные команды отдаются мягким, дружелюбным, любящим голосом, и ребенок с удовольствием их выполняет, то это уже похоже и на «мягкий» стиль. Как дикая кошка — стержень внутри, мягкость снаружи.
Естественно, что при таком подходе решающее значение имеет качество команд, их направленность. Родители должны ориентировать свои команды на развитие самостоятельности, умения думать и других полезных навыков. Родители должны быть сами достаточно развиты и готовы принять на себя полную ответственность за развитие своих детей. Получается, что такой ребенок отнюдь не тупой исполнитель чужой воли, он самостоятельный и ответственный человек, делающий дело. Он обладает достаточной свободой, а главное — волей для полноценной реализации своего жизненного потенциала.
Сейчас я готова попробовать применить эти правила в своей семье, готова трудится, вкладывать свое время и силы, потому что результат стоит того. Воспитать ребенка самостоятельным и ответственным человеком, радостным и целеустремленным — эта задача меня вдохновляет!