Формирование воли

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Воля — это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать — отец говорит то, что нужно сделать. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими — вы стали волевым человеком.

В любом случае, формирование воли происходит не сразу, проходя через несколько этапов.

Первый этап — противостояние ненужному внешнему. Воля рождается со становления характер, что в житейском понимании равно способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы.

«Я сам!» — кричит ребенок родителям, отстаивая свое желание сделать по-своему. Это еще не воля, это только неоформленная энергия, которая может превратиться как в волю, так и в упрямство, мстительное противостояние. Какая между ними разница? Волевой человек ориентируется на себя и делает то, что нужно ему, упрямый и мстительный — смотрит на окружающих и действует наперекор окружающим, назло или во зло им.

Чтобы неоформленная энергия противостояния начинала трансформироваться в волю, неоходим ряд непростых условий. В первую очередь это уважение ребенка к родителям, желание ребенка подражать отцу — и развитость воли у отца, способность отца дать привлекательные образцы волевого поведения. Многие важнейшие элементы волевого поведения к ребенку приходят через запечатление: запечатление сильного, волевого голоса отца, запечатление его решительных жестов и движений, запечатление его сильных выборов и готовности отвечать за свои поступки.

Если отец мямля, ребенок усваивает поведение мямли. Если отец волевой, но его отношения с ребенком не выстроены, вместо контакта напряженный конфликт, то отцовские требования будут вызывать у ребенка протест, и развитие воли у ребенка будет внутренне конфликтно: его собственная воля будет вызывать у него возражения и протест.

Так нередко рождаются лидеры движений за тотальную свободу, сторонники свободного воспитания и абстрактного гуманизма, борцы с социумом, подавляющим свободную индивидуальность. Такие люди не будут развивать свою волю, потому что волевое «надо» у них ассоциируется с насилием, подавлением, чем-то удушающим — в противоположность мягкому и доброму «хочу», «нравится». Они не будут вырабатывать волю, они будут искать, как превращать Надо в Хочу, хотя бы — учиться переформулировать Надо в «Я выбираю». Это полезные инструменты, но это — не воля.

Другим условием формирования воли является уважение к разуму и ориентация на внешнее, объективное: внешние цели, объективные результаты и наблюдаемые признаки, записанные обязательства с реальными показателями достижения результатов. Когда нет обязательств, нет внешних показателей, нет цифр и объективки, себя легко обмануть и объяснить все что угодно: «Я решил, что мне это не нужно», «Это не мое» и просто «В другой раз».

Только в том случае, если человек признает волю как ценность, ориентируется на разум и внешнее, он может перейти уже к залючительному этапу формирования воли. Содержание этого этапа — противостояние ненужному внутреннему. тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля — это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

У меня есть цель стать здоровым, для этого нужно делать по утрам зарядку, а иногда с утра так хочется еще поваляться… Если я могу поднять себя с кровати — у меня есть воля.

Какая-то воля есть у всех, как у всех есть мышцы. Другое дело, что они бывают в разном состоянии: у кого-то бодрые и готовые к любой работе, а у кого-то заплывшие жиром, ленивые и сонные. От человека зависит — будут ли его мышцы сильные или не будут, так же и с силой воли: если человек работает над силой воли — будет воля, а если стоит разведя лапи в сторону и ноет о том, что все бы хорошо, вот только Воля у меня слабая — воли не будет.

Ссылаться на отсутсвие воли, как на невозможность что-то делать — это форма проявления умной лени.

Примерно с таким же успехом можно оправдывать свою привычку есть руками, а не ложкой, тем, что ложки стоят у раковины, а раковина — в 3-х метрах от стола и поэтому «Не могу есть ложкой, у меня ее нету…» Классно. Встань и возьми — будет. Нет воли — развивай!

Другое дело, что любое дело лучше делать грамотно. Поэтому посмотрите статью Развитие личности на позитиве.и в целом Как работать над собой.

Успехов вам!

Файлы:
  • Воля
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (1):

Наталия Широбокова, 07 июля 2024 г. в 09:29
Спасибо👌

Материалы по теме:

01 янв. 2004 г.
Приучаем ребенка к самодисциплине
Сначала родитель учит ребенка выполнять нужные дела. Постепенно, когда видно, что ребенок уже начинает справляться сам.
01 янв. 2013 г.
Развитие воли
Многие хотят развить в себе волю, когда им нужна только организованность. А вам нужно что?
01 янв. 2012 г.
Сыну двенадцать: воспитание ответственности
Давайте думать о том, что мы желаем нашим детям счастья!
01 янв. 2014 г.
Внутренний саботажник, или Как вернуться к «Сказано — сделано»
Когда дети в ответ на требования родителей переживают, это своевольство.
01 сент. 2009 г.
Жить по внешним ориентирам
Хотите быть адекватным человеком — учитесь жить по внешним ориентирам, говорит нам синтон-подход.