Внутренний саботажник, или Как вернуться к «Сказано — сделано»
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Если ребенок приучен слушаться родителей, привык на голос родителей делать что сказано, он управляем родителями. Когда этот голос он переносит внутрь себя, он получает возможность управлять сам собой.
Воля — это внутренний, интериоризированный голос родителей, которые говорят, что нужно сделать.
Когда дети в ответ на требования родителей переживают, это своевольство. Но из этого вырастает не самостоятельность, а неспособность выполнять то, что ребенок наметил уже сам себе и требует уже сам от себя.
С точки зрения синтон-подхода, игра «внутренний саботажник» рождается в детстве, как и многие другие манипулятивные игры. Дети в процессе подобных игр обучаются протестам и обидам, усталости и слезам. Три типовые игры — Дурик, Жертва и Буянка.
От меня требуют, на меня шумят — а я сделаю тупое лицо и откажусь что-либо понимать вообще. И что вы тогда со мной сделаете? Ребенок разыгрывает Дурика.
Сказали мне тихо — я не услышал. На меня повысили голос — я в ответ крикнул возмущенно. Ударят — устрою истерику. Эта тактика устрашения родителей — тактика Буянки.
Меня попросили — я не сделала. Меня упрекнули — я опустила плечи и несчастно расплакалась. Девочка всем видом показывает: «Вы знаете, теперь я никак не могу, у меня не получается, и желание исчезло; и как только вы так со мной разговариваете у меня даже желание всякое пропадает». Это игра Несчастная Жертва. Вопрос: кто убивает это желание? Не мама, не папа, а девочка. Но скоро родители оказываются выдрессированными, и они знают: к девочкам нужен особый подход. Потому что, когда вы ей грубо сказали, она расстроилась, заплакала, у нее перестало все получаться, и она никак с задачкой не справится; вы сами в этом виноваты, потому что зачем на нее повысили голос?
Открытым протестам, разыгрывая Буянку, обучаются чаще энергичные мальчики, слезам и несчастной беспомощности (игра «Несчастная жертва») обучаются в первую очередь тихие девочки. Почему? Потому что папы к девочкам снисходительны, а с мамой можно сыграть на жалость. Впрочем, творческие дети пробуют все: начали с Несчастной жертвы, если родители настаивают — включают Дурика, если не отстали и на это — устраивают Буянку. Рядом с любящими родителями и побуянить — в радость!
С этим детским поведением знакомы большинство родителей, интересно продолжение: во что это превращается позже? Как только девочка поняла, что она может это делать, что это работает, она это начинает делать всегда, она привыкает это делать. Это становится чертой ее характера: если девочке нравится, что и как говорят родители — она это делает, а если не нравится, она включает «внутреннего саботажника», после чего никакими средствами результата не добьёшься. И родители скоро учатся: хочешь добиться от девочки результата — не дави, не торопи. Скажи — и подожди. пока она сама решит, что делать стоит. Потому что у нее такой характер, что командовать ею — нельзя! Ей нужно — настроиться, понятно?
Чем это завершается? Завершается это очень неожиданной и неприятной вещью. Прошло два десятилетия, родители как-то выполнили свои родительские обязанности, дочка ушла в свободное плаванье, в большую жизнь. Если она поступает в распоряжение мужа, и теперь муж за нее решает задачи, как раньше родители — она просто перешла из одной ситуации обслуживания в другую, и там торгуется, что будет делать, что не будет. Но через какое-то время, чаще в возрасте 30-40 лет женщина входит в ситуацию, когда больше никто о ней специально не заботится, когда о себе всерьез позаботиться может только она сама. Но у нее последние 30-40 лет вырабатывалась привычка: когда ей говорят «иди и сделай», она на «надо» отвечала всегда «раз надо — не хочу». Она уже сама себе говорит: вот список дел на день, это мне надо сделать — и в своей душе вдруг слышит знакомый голос: «Не хочу!»
Рядом кто-то может перестраиваться мгновенно: дали новое задание — человек через секунду вошел в него. А она — не может. Она не привыкла делать что-то вот так сразу. Она привыкла вокруг любого дела устраивать небольшой театр, ей всегда нужна пауза. ей нужно — настроиться! И она — тормозит.
Кроме того, женщина хочет быть женственной, а поскольку в обыденное представление о женственности входит женская слабость, то в результате женщина оказывается слабой даже тогда, когда сама собой хочет управлять. И когда-то она сама себе говорит «надо», но вдруг сталкивается с тем, что уже на собственное «надо» у нее возникает слабость и протест. Это — тоже Внутренний Саботажник.
Наш характер — следствие наших привычек, и наши привычные эмоции — это просто наши привычки. Мы все это делаем сами. Если девочка в детстве приучила себя портить себе здоровье и настроение, когда к ней обращались недушевно и строго говорили «надо», у нее в характере появился протест против любых приказаний. Аналогично, если девочка в детстве всегда делала себе «внутреннее солнышко» и «хорошо» в ответ на доброе к ней обращение, это также станет ее чертой характера: отзывчивость на доброе слово.
Но обратите внимание: во всех этих случаях и портим себе настроение, и поднимаем себе настроение — мы сами.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог уверенно и надежно собой управлять («Мужик сказал — мужик сделал!»), ваш ребенок должен делать то, что вы ему сказали, тогда, когда вы ему сказали это сделать и так, как вы ему сказали.
Это — основа формирования воли.
А как форматировать уже имеющегося «внутреннего саботажника»?
С детьми можно работать на уровне тела. Дело в том, что ни один «внутренний саботажник» не работает без выразительных движений, это всегда выражается в лице, глазах, движениях плеч, рук и изменении интонации. Если девочке что-то не нравится и она начинает играть «внутреннего саботажника», попросите: «Сейчас, пожалуйста, выйди, и вернись сюда с другим личиком». Или: «А на это нужно реагировать с какой интонацией? Давай я тебе слова скажу и интонацию подскажу. Ты справишься, ты же у меня талантливая!» Если вы будете внимательно следить за внешним выражением: за плечами, за глазами, тем более за фразами и интонациями, этого будет вполне достаточно. Дело в том, что у человека душа и тело завязаны неразрывным образом, и если контролируется тело, то в душе сделать неправильную, протестную реакцию уже невозможно. Это кажется удивительным, но это так — проверьте!
Все пугалки про то, что в этом случае происходит подавление эмоций — пустое. Подавление эмоций происходит тогда, когда вначале разрабатывается «внутренний саботажник», когда разгорается внутренний протест, а потом, когда пожар протеста разгорелся и перешел всякие разумные границы, его нужно уже тушить — вот тут и происходит подавление. Но если изначально не разрешать ненужным эмоциям вспыхивать и разгораться, то и подавлять нечего, потому что ничего не происходит. Тогда исчезает всякая ненужная психология, жизнь оказывается простой: «Сказано — сделано».
А как с собой работать, когда в нас самих включается наш Внутренний Саботажник? Если вы любите психотерапию, поработайте со своими субличностями, познакомьтесь со своим Внутренним Саботажником. Нарисуйте его, поговорите с ним, поймите его выгоды, проведите с ним переговоры... А если вы человек дела и вам подобная психотерапия не интересна, то все еще проще: становитесь внимательными и, не поддаваясь на внутреннее сопротивление, начинайте делать то, что нужно. Вы — сильнее этой дурной привычки. Если сложно, подумайте, как помочь себе — может быть, убрать отвлекающие помехи (телевизор), может быть, чаще оказываться в рабочем окружении, где принято работать, а не тоскливо вздыхать. Так или иначе, но старая привычка уходит, когда на ее месте формируется привычка новая. А ваша новая привычка: «Сказано — сделано!»
Комментарии (39):
Можно такое вполне допустить.... а причина в том, что самое простой путь - Жертва/Дурик/Буянка, если так сработает, то зачем ходить другими путями? Очень объективное утверждение. Можно оговорить, что у ребенка всё начинается с рефлекса, с несознательного, а у взрослого другие мотивы... по-моему так.
Вы удивитесь, но всё гениальное просто.
Возможно это "надо", стоит подавать в такой форме, чтобы ребёнку было понятно что от него требуют и зачем. От меня в детстве мама требовала немедленного и беспрекословного подчинения. Отклонение, промедление, каралось. На мои вопросы "Для чего? Зачем?" Отвечала: есть такое слово "надо". До сих пор это слово вызывает у меня бурный протест. Подростком высказалась: "Кому надо? Тебе надо, ты и делай. А мне надо, чтобы вы все (у кого ко мне какие-либо требования), оставили меня в покое. В 17 лет покинула отчий дом, теперь понимаю, сбежала. Весь набор "внутреннего саботажника" в наличии, и очень мешает жить, желание отстраниться, укрыться от каких-либо требований в мой адрес и желание покоя.
Здравствуйте. Спасибо за интересную и познавательную статью. Я хотела спросить, как Вы думаете, что будет если ребенку говорить "пожалуйста" вместо "надо". Т.е. попросить "по - человечески"/ по-взрослому, не умолять конечно, но и не говорить "тупо" надо - и всё. Можно ли предотвратить саботаж?
К сожалению, это решением не будет, тут работают другие механизмы.
Насчёт видео, про обучение делать недовольство понравилось. Недавно у меня кое-что не получалось, и я нервничал. А потом (дня через 3-4) я подумал: "А почему, собственно, я должен нервничать? Почему нельзя просто делать дело и решать появляющиеся проблемы спокойно?" Единственное, что на ум пришло, это то, что это будет странно, и так не принято (понятно, что последний аргумент не очень...).
Здравствуйте, Николай Иванович. Мои дочки, 6 и 8 лет, меня не слушаются, постоянно устраивают ссоры и показательные драки. Старшая начинает ныть как 3-летняя малышка. Спокойно прошу их успокоится, не слышат, или кривляются, или начинают повышать голос и кричать. Я думаю, что мной упущены многие моменты в воспитании, где-то вовремя не пресекла попытки хамства со стороны детей, где-то не хватило внимания детям с моей стороны. Сейчас, исходя из данной ситуации, мне хочется наладить отношения с детьми, чтобы они научились договариваться друг с другом и вести себя прилично, слушать и слышать, когда я их о чем-то прошу. Проблема еще в том, что я могу несколько раз просить их не кричать, говорю, что мне и соседям мешает этот шум, что есть правила поведения. Дети меня слышат, обещают вести себя тише, но ровно через пару минут ситуация повторяется, и снова в квартире полная неразбериха и крики. Меня эти детские потасовки доводят до слез.
Парой предложений тут не ответить... Такие вопросы решаются только на очных консультациях.
Очень хорошая статья! Написано просто, но даже для человека, который увлекается психологией, есть что почерпнуть)
Далеко не всегда делать что-то на "Надо" экономически выгодно для человека. Порой лень - это естественный предохранитель человека от сверхнагрузок.
Согласен, всегда так делаю :D
Мне чуть больше двух десятков лет. Прочитал статью и узнал своего внутреннего саботажника. Имею плохую привычку - портить нервы окружающим, когда они меня попросят что-нибудь сделать. Хотя через пару минут я соглашусь это делать, так как понимаю что нужно. Годы идут, привычка осталась. Стараюсь искоренить.
Спасибо! Долго не могла понять, почему дочь на любую невинную даже просьбу реагирует негативно, препирается, оттягивает выполнение или вовсе отказывается делать. В вашей статье нашла все ответы на свои вопросы. И удивительно, что такой простой метод так здорово действует. На днях что-то попросила, она тут же заспорила и приняла привычную позу, а я просто сказала ей "а ну-ка выпрями спину". И тут же ситуация кончилась. Это гениально! Даже не думала, что такое может сработать. Спасибо за ценную статью, мы уже работаем и многое получается.