Умение подчиняться — основа умной самостоятельности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Согласны ли вы с тем, что послушный ребенок самостоятельным не бывает? — Не торопитесь с этим соглашаться: это не так. Тут целых четыре варианта, смотрим:
1) Есть дети послушные, но не способные без указки родителей сделать ничего.
2) Есть дети непослушные и вполне самостоятельные, такие маленькие дикари, которые сами выбирают, как им что делать и у кого им чему учиться.
Вспоминайте: Незнайка, Гекльберри Финн — нравится?
3) Есть дети непослушные и несамостоятельные: без родителей ничего сделать не могут, но родителей при этом не слушают: вид безрукий упрямец, каприза обыкновенная.
4) И есть дети, которые к родителям относятся с огромным уважением, дети послушные — и при этом сильные и самостоятельные личности.
Таким был, например, Наполеон Бонапарт: да, упрямый и дерзкий, слабохарактерного отца он не слушался, но мама Летиция, женщина строгая, с детства приучила его к строгому порядку.
Умная самостоятельность детей – это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями. И послушание, и самостоятельность имеют общий базис — умение выполнять то, что сказано: сказано себе самим собою или сказано родителям. Умение это не простое, в него включается умение не отвлекаться, держать направление и быть в этом направлении эффективным, что в свою очередь подразумевает определенный опыт.
Если ребенок не умеет завязывать шнурки, как он может послушно начать их завязывать? Но именно послушание дает возможность, следуя указаниям родителей, приобретать необходимый опыт. Если ребенок начнет завязывать шнурки не как попало, не как ему вздумается, а как показали и объяснили родители, он быстрее выучит этот навык и скоро сможет делать это совсем самостоятельно.
Самостоятельность начинается не в момент снятия контроля и предоставления полной свободы действий — это уже завершающий этап. Самостоятельность начинается с качественной подготовки к этой свободе, а именно с прохождения периода послушания, способствующему накоплению продуктивного опыта, с развития способности намечать цели, подбирать способы их достижения!
Хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными? Создавайте условия для накопления опыта у ваших детей, создавайте условия для совместного принятия решений и потихоньку отдавайте контроль, делегируя им новые полномочия в освоенной области!
Но это — только первый этап. Из послушания вырастает только возможность самостоятельности. Превратится ли послушный ребенок в самостоятельного, зависит во многом от родителей, от их установок. Если родителям нужен ребенок только удобный, они, приучив его к послушанию, его самостоятельность будут притушевать. Если родители хотят видеть своего ребенка свободной, мыслящей и творческой личностью, то, приучив его к послушанию, они именно через послушание будут направлять его к смелым, свободным и ответственным решениям.
он вполне может ее употребить на то, чтобы ныть и жаться к маме.
Неправда, что все дети всегда хотят свободы и самостоятельности. Многие дети трусоваты, и без направления родителей к проявлению самостоятельности не очень склонны. Детям бывает выгодно быть туповатыми, детям бывают выгодно быть копушами, выгодно болеть... — но если рядом с ребенком мудрые родители, то будут расти в нужную сторону. Потому что ребенок послушный, а родители мудрые.
Умение подчиняться — основа умной самостоятельности
А как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно? Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали — ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание. И, возможно, общими усилиями удастся на будущее найти форму более приемлемую, радостную и веселую. Начинаем с воли, подключаем разум, дополняем желанием!