Копуша

09 октября 2013 г., 14:00

Автор: Н.И. Козлов

"Копуша!" - так обычно называют ребенка, который делает все медленно и вяло. Очень медленно собирается - долго ищет одежду, долго её надевает...

Копуши - раздражают. "Копуша! - раздражённо говорим мы, - полчаса шнурки завязываешь!". "Все уже домашнее задание записали, а ты только ручку взяла" - говорит учительница. Копушу всегда хочется подгонять: быстрее, быстрее... Правильно ли это? - Не вполне.

Если есть дети шустрые, то есть и другие - шустрые не вполне. И вполне даже замедленные. Это естественная особенность ребенка, и сердиться на нее так же глупо, как и на то, что у вас всего две ноги. Таким его родили родители. Более того, когда вы ругаетесь и требуете от ребенка "Ну быстрее же, быстрее!", ребенок только отвлекается на вас, сбивается и делает еще более медленно. Не ругайтесь и не дергайте ребенка, это не помогает.

Часто бывает: ребенок делает и так все медленно, а если вы злитесь и его подгоняете, то делает еще медленнее, как будто назло, как будто специально! - Верно, ребенок же не глупее вас? Если вы сердите его, он злится на вас и делает вам назло. И что теперь? Сердиться все равно бессмысленно, от этого война только усилится. 6-7-летние дети практически не видят разницы между "быстро" и "медленно" и работают в том ритме, который для них естественный. Относитесь к этому спокойно, но не бездействуйте: медлительность ребенка значит только то, что и для вас, и для ребенка будет больше дополнительной работы. Какой работы? Что нужно делать?

  • Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно. Все упражнения начинайте не быстро, чтобы у ребенка все получалось, в середине можете весело понапрягать, но заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.
  • Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с ним - до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать шнурки - начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен сделать это сам. Не получается - пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. И это нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать все, что нужно - так, как нужно. Подробнее об этом прекрасная статья Елены Кузьминой Медлительный ребенок: рекомендации родителям.
  • Если ребенок рядом с вами занимается делом, например, уроками, не торопите его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение, торопите: "Так, быстренько расскажи мне правило". Тем более не остроумно, не дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: "Опять не выучил". Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного больше времени.
  • Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но перерывы занимайте другой разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут, копуше лучше уже через 15-20 минут сделать перерыв. Но в перерыве пусть он подвигается физически: вместе с вами поприседает или снова займется пальчиковой гимнастикой.
  • Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно, так как вы сказали и, не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть четким и точным. В этом будьте требовательны, копуша - не разрешение на разгильдяйство.

Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети рождаются с разными темпераментами, но "темперамента копуши" нет. Копушами - не рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают?

Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они наши любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собранно и быстро. Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

Другое дело, что бывают копуши настоящие, а бывают - копуши специально. Копуша специально, это ребенок, который бывает вполне себе шустрым, но рядом с вами и в каком-то определенном деле вдруг становится копушей. Действительно, важный вопрос по поводу медлительности ребенка: "Ребенок не может быстрее или - не хочет"? Ваш ребенок действительно медленный или сообразительный, который медлит вам назло, медлит, когда ему надо? В большинстве случаев разница хорошо видна: если не может, он медлительный всегда, а если сообразительный, то - избирательно. Например, если в школу собирается медленно и уроки пишет сонно, а за компьютер ныряет быстро и там пальчиками перебирает быстро - у вас не копуша, а ребенок сообразительный.

Сообразительные копуши повзрослее уже знают научные обоснования своего права делать так, как им удобно. Вполне убежденно и энергично вам расскажут: «Я так не могу, ну что вы кричите… Я все забыл! У меня не получается! Не торопите меня, я теряюсь… Я не могу, когда вы меня подгоняете, я могу только когда медленно. Вы не учитываете мой характер и темперамент. Я флегматик с элементами меланхолика. А в книжках пишут, что темперамент не меняется, мама!» Есть дети, которые от жизненных проблем легко уходят в "поболеть". Такой ребенок уходит в свое право быть копушей и тормозом, когда ему это выгодно.

И что делать с такими сообразительными? Любопытно, что рекомендации будут похожими.

​​​​​​​Не ругайтесь и не обвиняйте в обмане и ловкачестве: ничего не докажете, а отношения подпортятся. Сделайте вид, что вы верите, что ваш ребенок просто не умеет делать все так, как нужно, и начните его этому учить: так медленно, как ему необходимо, но так неотвратимо, как выберете вы. Скорее всего, вы станете не самым интересным эпизодом его жизни, и если ребенок поймет, что единственный шанс вырваться от вашей заботы на свободу - начать делать так, как вы заботливо учите, то он так делать и начнет. И это будет достаточно быстро.

И какая разница, специально или не специально он раньше копался? Не превращайтесь в копушу сами, не копайтесь там, где все равно не разберетесь. А если благодаря всему происшедшему вы научились учить своего ребенка, то ребенок вам помог, а вы - молодцы!

Взрослый копуша

Если же рядом с вами копуша вполне взрослый человек, например ваш муж или ваша жена, ситуация немного другая, но также часто решаемая...

  • Автор Н.И. Козлов
  • Технологии воспитания ребенка
  • +

Комментарии (5):

Гость, 05 января 2014 г., 18:37
Очень интересная, полезная статья! Интересный сайт! Но вот уже несколько статей здесь читаю и после каждой ощущение "недоедания" - как будто чуть-чуть недосказано.
Гость, 09 декабря 2014 г., 21:32
Так что надо делать, чтобы ребёнок не копался?
1 ответ
Н.И. Козлов, 09 декабря 2014 г., 21:45
А что из рекомендаций вы уже делали? Что из этого получилось?
Гость, 18 сентября 2017 г., 21:14

Очень интересный сайт! А какой полезный... к психологу ходить дорого. Большое спасибо. Буду перевоспитывать нашу улитку, черепаха по сравнению с ней просто скоростная.

Гость, 21 февраля 2019 г., 13:10

В пятилетнем возрасте я всего боялась. Даже лишнее движение сделать или слово сказать - за это можно было огрести очень горячей "любви". И да, мать ооооочень нетерпелива. Ей всегда требовалось идеально точно, с первой попытки и чтобы уже "со вчера сделано". Чем больше я копалась - тем больше пихали, толкали и гнали вперёд. Вечно нахлёстанная, с дрожащими пальцами и в ужасе - "копуша". Попробуйте завязать с первой попытки шнурки, если знаете, что в случае, если не выйдет, вас наградят оплеухой и выставят идиотами на всю семью. А если делала что-то быстро, то тут же говорили "ну вот, можешь же, если хочешь" или "нааадо же, ну сподобилась", "глядите-ка, чудо произошло". Под конец я уже наплевала на всякую скорость - всё равно быстро не выйдет, всё равно накажут - и делала как получится, стиснув зубы.

Материалы по теме:

Картинка к "Эмоции, чувства и состояния детской культуры"
01 янв. 2006 г.
Некоторые эмоции можно, хотя и достаточно условно, отнести к врожденным: врожденная реакция страха высоты, громких звуков, змей, однако основной объем эмоциональной жизни составляют не они, а эмоции приобретенные, выученные, социальные эмоции. Эти приобретенные эмоции также достаточно условно, но можно разделить на две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.
0Подробнее →
Картинка к "Взрослый копуша"
01 сент. 2006 г.
Что делать с мужем-копушей, который к тому же сразу огрызается, если его поторопить? Неужели ничего уже не сделаешь?