Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Меня, как психолога, часто зовут врачи: нужно встретиться с родителями, поговорить о том, как детей настроить на лечение. Проблема в том, что современные дети боятся идти к врачу...
Точнее — поскольку сегодня детьми занимаются мамы, тут возникли проблемы, и я отвечаю на типовые вопросы.
Как психологический настрой мамы влияет на ход лечения?
Да, влияет, очень влияет. Трудность в другом: когда мамы пытаются создать правильный психологический настрой, он у них не получается.
У замечательного психотерапевта Эрика Берн в книге «Игры, в которые играют люди» есть очень важное обсуждение: как нужно вести себя рядом с онкобольным? Так вот, ответ — не как с онкобольным. Нужно вести себя обычно, как с любым другим здоровым человеком. Другими словами, какой у вас должен быть настрой, чтобы сделать салат или пожарить картошку? Не нужно никакого специального настроя. Ответ понятен, но какая из мам, когда у ребенка заболевание, тем более серьезное заболевание, когда тяжело кашляет или плачет от боли, какая из мам сможет разговаривать с ребенком без тревожных интонаций, без сочувствующих глаз? Поэтому, если коротко, то:
Какой самый лучший настрой у мамы? Никакой. Самый лучший настрой — у папы.
Если папы нет — то лучший настрой у мамы, которая умеет быть как папа. У которой папа был офицером. Которая умеет управлять взводом. Ну или хотя бы опытный руководитель.
Если мама не умеет быть как папа, то лучший настрой у самой спокойной мамы. Чем спокойнее, тем лучше. Спокойная мама способна хоть как-то помочь доктору.
Если мама не спокойная, то лучше вообще без мамы. Неспокойные мамы, не мешайте врачам, им и без вас трудно!
Как негативный опыт встречи с врачом влияет на дальнейшее лечение и жизнь?
Если родители умные, то никак не влияет. Если мама тревожная, беспокойная, то влияет — долго, всю жизнь — и сильно. Даже одна неприятная для ребенка ситуация, случившаяся с ним в три года, будет и такой мамой, и ее ребенком вспоминаться и в 13, и в 23, и в 33 года. В этом их будут поддерживать многие не очень хорошо образованные психологи, убежденно рассказывая, что «Детство и травмы детства фатально определяют жизнь взрослого человека». Насколько это убеждение соответствует научным данным? Можно уверенно отвечать — никак не соответствует. Этот постулат несостоятелен, исследования и эксперименты такого факта не подтвердили. Цитирую:
«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)» (Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).
Как мягко преодолеть сопротивление ребенка принять лекарство/помазать рану/закапать капли и т.д.?
Спокойно объяснить ребенку, что если он будет нормально лечиться (будет принимать лекарства, давать закапывать капли), отношение родителей к нему будет самым добрым и мягким, как обычно. Но если он начнет сопротивляться и мешать родителям о нем заботиться, то родители его предупредят вначале мягко, потом жестко, а потом будут действовать по обстоятельствам.
Если ребенок пробует устраивать истерики, действуем обычным образом. А именно, вначале объясняем, что его плач мешает нам его понимать. «Скажи нормальным голосом, что ты хочешь? Когда ты ноешь или плачешь, я ничего не понимаю».
Если ребенок упрямится, ничего не говорит и продолжает плакать, напоминаем ему: «Если ты хочешь поплакать — это можно, я разрешаю. Но плачь не здесь, здесь ты нам с мамой мешаешь, поплачь в вон той комнате!»
Как настроить ребенка на лечение?
Типовая ситуация, рассказывает папа.
Жена звонит, говорит: «Доктор нам сказал сходить на рентген, но ребенок боится, и мы не пошли». У меня глаза на лоб: «Как это — не пошли? Не пошли, потому что ребенок сказал тебе, что он боится?». На следующий день зову сына: «Одевайся, нам к доктору!» — «Папа, я боюсь!» — «По дороге обсудим. Одевайся!». По дороге: «Слушай, не валяй дурака. Ты кашляешь, тебя доктор посмотрел, сказал сходить на рентген, это нужно, чтобы тебя вылечить. Врачей нужно слушаться. Ты хоть знаешь, что такое рентген?». — «Не знаю». — Тогда давай лоб, тебе щелбан за «Я боюсь!». В нашей семье трусов нет, тем более — при чем тут рентген?».
Дальше рассказал ему, что такое рентген, КТ и МРТ, в чем между ними разница и как происходит обследование. Было интересно, а там и в поликлинику пришли.
Дома поговорил с женой, оказывается, она начала разговор с сыном так: «Ты только не бойся!» — Ну конечно, после этого все и началось.
Верно: дорогие мамы, никогда в подобных разговорах с детьми не используйте обороты «Не бойся», «Это не больно», «Это не страшно» и подобные. Это как раз пугает детей. И помните: идти или не идти к врачу, решает не ребенок, а взрослые. А врачей должны слушаться все.
Любопытно: в моем детстве подобных проблем не возникало. Бояться было — стыдно! Может быть, это стоит нам как-то вспомнить?
Ну так вот, чтобы подобных «Я боюсь» у детей не возникало, написал педагогическое стихотворение.
Вчера весь класс ходил к врачу,
А ты кричал: «Я не хочу!».
Теперь тебе кричат, дразня:
«Ты струсил, значит — размазня!»
Дразнить, конечно, недостойно.
Но трусить... Стыдно? Нет.
Отстойно!
Господа, предлагаю воспитывать своих детей не так, как полегче, а так, чтобы ими можно было гордиться!