Приучаем ребенка играть самостоятельно
Автор: Виктория Катаргина, педагог-психолог, журналистка.
Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок не хочет занять себя сам. Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?
Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.
Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.
- Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.
- Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.
- Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, - и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.
- Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.
- Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.
- Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.
- Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, - пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?
- Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!
- Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.
Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.
Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.
Есть интерес - не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, - можно, конечно, а смысл?
- Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, - шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».
В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:
- максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;
- не лезть в его игры и занятия, когда не просят;
- выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;
- не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;
- как можно больше с ребенком разговаривать, - объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;
- читать вместе.
И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…
Комментарии (30):
Исчерпывающая, с позитивной энергетикой статья! Благодарю автора!
Статья очень хорошая. Совет с пунктом про «нельзя» согласна, но в реальной жизни все не так просто. Нельзя деньги украшения, документы, а стены обрисовывать можно? И водой заливать полы? А ногами залазить на столы, подоконники, полки и в шкафы? Трогать аптечку? Кота мучать? В доме настолько много вещей, которые ребёнок может случайно испортить или нанести вред себе, что их все не спрячешь, приходится запрещать все это, а не только деньги, украшения, документы.
Это правильное замечание: много в доме опасных вещей.
Чем раньше доводить до ребенка "это не трогай", тем быстрее он усвоит правила. У мамы дома границы не отмечены и тянется внуками все, что попадает в зону внимания. А у бабушки на этих полках трогать не надо, цветы на подоконниках нельзя, телефон бабушкин. Близнецы, им 1,6. И все прекрасно понимают и чётко различают, где и что можно и как себя и с кем вести.
Ну... может стены легко заклеить снова... (есть метод оклейки частями, применяю с радостью). А почему ребенок достает до воды? Закрывайте двери... на замок можно (мы сделали). Аптечка на верхних полках... Детей надо ограничивать в походах по дому ради них самих, например, перегородку из дет. комнаты. Сделайте график общения и его занятий/своих занятий. Запреты не надо озвучивать, а надо исполнять непререкаемо... Кошку от дочки закрывала в одной комнате, пускала на время в моем присутствии. Говорите с ребенком не о сказках, а о своих действиях - я иду туда, делаю то-то для того-то, вот и тебе (такой же предмет) повторяй. Детей кормила вареными овощами, они сами их сначала брали ручками - я не кормила, а давала самим есть за дет. столом, потом резали десертными ножами, сейчас умеют готовить 8 лет, с 12-13 дочь сама готовит застолье домашнее на мой день рожденья или в какой-то день. ДАЙТЕ ДЕТЯМ ДЕЙСТВИЕ! Вечером в ванной поиграться - немного воды и игрушки. Смотря по-возрасту. Детство очень короткий миг, поверьте, чуть позже вы будете вспоминать это время с ностальгией или разочарованием, если не построите общение сейчас. Зачем вы будете нужны им потом, если они не нужны вам сейчас?
Точно сказано! Ещё нужно объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. А разрешать делать всё подряд, а потом самой ходить за ним и подбирать, и смотреть, чтобы никуда не залез. А когда делать домашние дела? Статья хорошая, но в реале всё не так..
Такое впечатление, что это статья для людей, которые не проводят 24 часа в сутки вместе с ребенком. Даже если у ребенка много игрушек и возможности пользоваться взрослыми вещами, оставив ребенка на 20 минут и дать возможность играть как он хочет - это все перевёрнуто верх дном, вещи на полу, мука по всей кухне, вода льется постоянно, кот не знает куда бежать. И я - затейник каждую минуту, потому что потом я буду убирать все в доме и время опять ни на что не хватит. Нам четвертый год, и от слова играть меня трясет и я психбольная. Еле сдерживаю уже себя, но понимаю, что ребенок чувствует мой напряг. А в сад нам нельзя пока: три часа в саду и полтора месяца на больничном, так полгода, решили сидеть дома. Телевизора не вижу четвертый год, только играю и тупею. Скоро в больничку (
Ну так надавайте ему и поставьте в угол!
Ох уж как знакомо, такая же история.
Как же вы точно все подметили. Особенно про состояние, когда я слышу "пойдем играть". Как же это сложно! Я уже 5 лет в декрете. Старшему 5, второму 2. Реально я тупею. Точнее отупела, посторела, иссякла. А еще сидим дома, нет возможности сходить в гости хотя бы, да что там!!!, в туалет бы сходить, когда хочется и нормально! Я прошу прощения за туалет, но... Поспать бы не просыпаясь 50 раз!! Минутку бы порадоваться порядку и чистоте в доме! Хочу нянюююю... Но не могу ее найти. Вернее, не знаю, как доверить детей неизвестной няне. А известных не найду.
Убирайтесь вместе с ребенком, показывайте ему не безысходность скандала и угол, а то, что все на свете можно исправить. Для них это мамина-папина игра, и притом очень занимательная. Сын в полгода мыл со мной полы, оттирал двери от фломастера, собирал за мамой по квартире ее грязные вещи и засовывал в стиралку, за что потом получал от нее люлей. Мама же ленивая, как последний бомж. После года ребенку был развод. И хватило (к моему ужасу до седых волос) пары месяцев ее воспитания, чтоб ребенок все это забыл начисто, стал неуправляемым, ничего за собой не убирает, в три года спокойно разговаривает и главная фраза "нет, папа уберет".
Музыку включайте, только классическую или фолк, успокаивающую или мелодичную, детей успокаивает. Я давала детям сначала вареные овощи, чтоб ели и занимали себя. Потом стала давать десертные тупые ножи, они сами резали, не помню в каком возрасте, но уже в 5 лет точно мои делали салаты сами, в 8 лет могут и картошку почистить и салат нарезать и кашу сварить могут. Старшая вообще готовит сама с 12 смотрит какие-то блюда, экспериментирует. Обои - фигня! В комнате есть многострадальная стена - и рисовали на ней и пробивали... я сняла обои и покрасила - пишем мелом как на доске, повесила плакаты про буквы и прочие развивайки. В 2 года можно манеж с развивайками и музыку...
А Вы не убирайтесь или убирайтесь вместе с ребенком, предложив в качестве игры.Чистота не стоит ваших нервов и тем более маленького человека, который сейчас зависит от Вашего настроения. Станете спркойнее смотреть на вопросы порядка и ребенок изменится.
И у меня уже крышу сносит от бесконечных игр, у нас с фантазией все в порядке, но должны быть задействованы все члены семьи и даже кошка, мне конечно приятно, что ребенок талантлив, но уже напоминает концерт Яна Арлазорова (ты чайник - свисти, а ты малыш - плачь) я буду говорить, что надо говорить, а вы родители, повторяйте, обязательно нужно и в прятки дома играть, в догонялки, это капец. Сад конечно спасение, но из-за затяжной болезни и операции зиму сидим дома. Папа ведется на все, а я порой протестую и конечно же - Я - враг народа. Эх, скорей бы весна и в сад.
Я скоро сама уже в окно выйду от этих "играй". Как я задолбалась уже от этого вынужденного бездействия, от невозможности сделать элементарные вещи, молчу про необходимость работать хоть немного, от того, что от скуки, она все портит и доходит до агрессии. С самого утра, как только проснулась играть, играть, играть, играть. Ненавижу уже это слово. Нет бабушек рядом, одна воспитываю. Уже просто не знаю, что делать. С садом было полегче, но болеть начала по 2-3 раза в месяц и фактически перестала ходить. Как выжить не знаю(((( если играешь час - потом вой, если шаг в сторону сделаешь. Играй дальше, ещё-ещё-ещё-ещё. Где дают других детей в аренду для игр...
Мы всё время ищем подружек! Кто ищет - тот всегда находит! Нашли, теперь у нас другая задача, как выудить её на улицу)))) так надо дожить до школы, там сами найдут с кем поиграть))) терпения нам всем родителям ))))) тоже вешаюсь от поиграй со мной!!!!!!
Многодетная мама, играть ненавижу, но я и не играю, первую дочь я держала в манеже с развлекалочками, она любила весюльки дергать ... потом я делала в комнате перегородку, чтобы время вместе и раздельно разделить. У нас собака была и надо было чистое и "грязное" разделить. Когда пошли потом дети, я отдала им их комнату на растерзание. Сейчас они перестали разбирать мебель, которую мы уже переделывали. Кстати, креативно получилось. Я тоже думала с катушек слечу..., но мне понравилось "творить" из обломков мебели новую мебель. Я даже просила мужа, чтоб не обижался и дал мне поделать. Сломали у шкафов почти все двери и наклейками довели их... ручки отваливались регулярно. Мы купили бруски и все детали шкафов в виде полок отправили под потолок, т.е. шкафы не "стоят на полу, а висят и под ними пространство, где стоят кресла и можно играть, а главное не залесть туда. Места стало больше. Вместо дверей повесила красивые зановески для ванной с фотокартинами. Они их срывают регулярно, но те крепкие. Дочери младшей я подшила низ. Пока держится, такие "двери" почти не отрываются и нет ощущения шкафа, как окно что ли... Со стенных шкафов антрисоли перевернула и поставила на железные колеса (пластиковые быстро сломались), круто! - и сидеть на них можно и положить туда игрушек можно ... много. Каждому по такому ящику получилось (он и стол и стул и ящик). Правда пол очень страдает, каждый год крашу, а то все обдирается быстро. Хочу в следующее лето покрасить пол зеленой краской как траву, мазками, очень отвлекает...
Под предлогом домашних дел трехлетний ребенок вроде отпускает от себя маму. Хотелось бы реализовать мамино право на отдых. Посидеть спокойно, книжку почитать, сериал посмотреть, а не мультики. С этим пока трудно..
Статья полезная. Спасибо! Все варианты нужно пробовать, все очень индивидуально. Нужно только разумно научится самому правильно любить своего ребенка.
После прочтения и гомона ребенка тут же применил 1-й способ. Читать не любит жутко. Колыбельные с 3-х месяцев не переваривает никакие, для него это заунывные песни. Сейчас ему 3 года. Сначала остановил ребенка, запретил ему себя тянуть за руку и спросил в чем дело. После того, как он замялся и начал говорить тише, сел с ним рядом на пол и задал прямой вопрос - почему не пойдешь играть один? Молчит, или говорит, что надо вместе. Предложил ему, как вариант, что там страшно. Ребенок согласился и сказал, что там куда он идет, очень темно (соврал). Посадил его рядом в кресло, подстелил одеяло (специальное маленькое для засыпона на коленях). Сразу понял, что температурка повыше, как у сонного. Но ребенок признаков сна не подавал, требовал мультики, при слове "сказка" скандалил и вырывался, увидев проходящую мимо маму начал рыдать в голос требовать "спасите меня, меня надо вон туда, отпустите меня". Даже я поверил бы, что его перед этим избивали и мучали))) но решил настоять, и способ все-таки проверить. Выгнал маму из комнаты. Дал ребенку выбор - угол или сказка, после чего он перестал вырываться, но рыдания стали громче. Помог экран компа - ребенок до конца надеялся, что будут мультики, постоянно расспрашивал где сказка, почему ее не видно, почему курсор там, а ни здесь, вобщем издевался, как мог. Первые три минуты было трудно читать громче чем его плач, дальше он просто вырубился, моментально. Результат совсем не тот которого добивался)))) но то, что рано уснул тоже неплохо) Уснул в 20.00, это при том, что обычно буянит до 2-3х ночи. И ты постоянно к нему пристегнут, потому что "папа, пойдем-пойдем, ну там проблема". Статья полезная, жаль только большинство мер сам на интуитивном уровне уже принимал. Думал в статье меня ждет новая волшебная палочка, которая поможет ребенка угомонить) Будем больше читать)))
Ахах) Здорово, что хотя бы так. Уснул и хорошо. Продолжаете читать ребёнку?) Я так хочу, чтобы моя дочка любила книги :) и с ужасом думаю, что если вдруг она не будет их любить.. =/
А для чего тогда нужны детские психологи? Приходите к специалисту, объясняете ситуацию, вам задают вопросы и помогают найти выход из сложившейся ситуации, и рассчитывайте на то что придется работать не над ребёнком, а над собой. Потому что все, что происходит с ребенком следствие того, что у родителей проблемы, а не у него.
К психологу сходить можно, но стоит один визит 55 бел. рублей, а если декретных всего 500, то долго вы не проходите. Сеансов нужно 10 и более, я уже узнавала. Бесплатный психолог точно такой же специалист, как и вы!
Точно!)
Прям в тооочку! Истина!!!!!!!!!!!!!!!! Поведение детей - это отношения родителей между собой!
Я накачала аудиокниг детских и у нас закон - до 21.00 дети, потом моё время, как хотите. Мульты по времени за что-то. Может вашим детям нечего делать? У них необходимость деятельности. В рассказе "Папа, мама, 8 детей и грузовик", мама давала каждому тазик и они вечером стирали вещи с себя, это и тактильно - вода, успокаивает и дело важное и труд, энергию убирает и приучение к чистоплотности. Потом заранее надо говорить что время ко сну, это не ВОПРОС, а неоспоримый факт. Каждые 5 минут напоминаю, что сейчас столько то и надо то-то (убрать игрушки, иначе выброшу, помыться/стирать... что-нибудь, подмести), а потом ложимся в пастель и включаю аудио, свет выключен, можно дверь открыть. Как хочешь, заснешь, когда захочешь. А сейчас время МОЁ! - я поняла, что лучше время выделить на душевное восстановление, чем утром ненавидеть всех. И я объясняю четко всем что и почему. Я устала, мне надо отдохнуть (правда... я сама вот... сижу в инете, пока пытаются спать некоторые)... Нужны границы детям, иначе они и сами себя мучают и вы... не в себе.
Мои дети всегда на кухне. Не могу даже нормально попить чай. Сидять на моей колене. И все. В декрете уже четвертый год. Младшему 1 год и 7 мес. Тоже тупею. Сама педагог. Хочется что-то прочитать, книги например, но нет, ни времени, ни сил. Дети не хотят играть самостоятельно. Не знаю даже что можно сделать. Прочитала вашу статью. Дома у нас тоже гора игрушек. Ну не играют и все. Тоже думаю, спрячу половину)
Да, я прятала и выдавала игрушки. Развивайки и МУЗЫКА помогает, АУДИО КНИГИ - НЕ МУЛЬТЫ, а АУДИО. Под него могут играть. Средним из разбитых деревянных кроватей сделала кровать-чердак каждому - подняла кровати на брусках а вниз полки прибила с двух сторон, на пол от убитой кровати матрасики, что тепло было (1 - больше места, 2 - домики у каждого и СВОИ игрушки на СВОИХ полках). Каждый получил место в комнате индивидуальное. Для мелких из их комнаты была дверь - меня видят, а выйти не могут, потому что их комната и дом не одно и тоже. Делайте загон/манеж в комнате, доску-развивайку, где всё открывается и дергается. Это самоделка, и вы развлечетесь и чадо займется... развитием. Включайте классическую музыку, от современной попсы только в дурку можно попасть. Меняйте дислокацию, утром на кухне, днем у себя, потом в гостинной и у себя, ванная, игра в воде и спать. ЧЕТКИЙ РЕЖИМ и никаких вопросов. Заранее перед сном "осталось n минут, делаем то-то..." к отходу ко сну у них выбора не будет.
Современные советы родителя переходят все границы: вы должны... и дальше список долгов. От куда они и кто их выдумал? Тысячелетия люди появлялись и как-то росли и были не глупее нас. Режим дня УДОБНЫЙ родителям и полезный детям. Детям нужно регулярное внимание по 15 мин еже... (часно, 3 часа, хоть раз в сутки) и ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДОСУГ. ОНИ - дети! И не знаю, что такое быть человеком, у них естественный интерес ко всему! Да, им интересно, а мама тоже на горшке "сидит", а нравится ей то-то и то-то, а так делают... Игрушки - изображение дел, но дети ещё не знают, что это за дела. Дет. утюг ничего не делает, если мама сама наглаживает одежду, а рядом гладит дочь - она повторяет и видит результат труда (у мамы). Если папа стучит молотком, а у сына в руках пластиковый молоток, он тоже стучит и видит результат папы. Дети понимают - предмет-действие-результат. А если обозначения дел, которые не известны детям лежат, а что делать с ними не понятно. Ребенок существо социальное, как и мы, ему нужно общение, причем не тупое/сказочное, а реальное - результативное. Если просто комментировать свои действия, то дети будут воспринимать это как общение. Потом надо дать дело ребенку: ты рисуй/расскрась или сделай дорогу, домики склей..., а я пойду поделаю то-то... но четко ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ. Потом с ним поделайте что-то и снова у него "задание" под музыку... и так до вечера. Вечером, за час объявите "Подготовку" начните мыться, убирать игрушки/вещи, проветривать комнату, потом целовать всех и... спать с аудиосказкой. Теперь МОЁ ВРЕМЯ!!! Ты спишь, и я сплю... когда подготовлюсь. ВСЕМ доброго родительства!!! А когда родились близнецы, они половину времени занимали друг друга...
Разумная статья для разумных родителей. Товарищи комментирующие, не впадайте в крайности, здравый рассудок никто не отменял. Анализируйте и делайте выводы самостоятельно, адаптируя под вашу семью. Готовых решений именно для вас никто за вас не придумает.