Практические советы по развитию логики ребенка от 1,5 лет и старше

03 июля 2018 г. в 08:53

Автор: Евгения Ермакова

Выпускница Университета практической психологии

На прошлой неделе в детском саду, куда ходит дочка (ей сейчас 3,5 года), у меня была встреча с воспитателем и директором, посвященная подведению итогов года. Некоторые вопросы воспитателей (а так же вопросы от других родителей одноклассников дочки, которые я регулярно слышу) заставили меня внимательнее посмотреть на процесс развития дочери и поделиться со всеми заинтересованными моими находками.

На протяжении всего учебного года, по словам педагогов, моя дочка демонстрирует способности к дедуктивному мышлению, и в большинстве случаев приятно удивляет этим и воспитателей, и родителей других детей. Несколько дней назад у меня поинтересовались, что же я делала и делаю до сих пор, чтобы развивать логику дочки.

Основные рекомендации по способам развития логики и дедуктивного мышления в большинстве статей по этой теме звучат так:

  1. Решать задачи (чем больше, тем лучше).
  2. Расширять кругозор.
  3. Проявлять дотошность.
  4. Развивать гибкость мышления.
  5. Быть наблюдательным.

МОИ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ по развитию логики ребенка до 3-х лет.

1. Предлагать ребенку выполнить упражнения на поиск лишнего предмета в группе и задания на сопоставление.

Как делаю я: в работе «Проект Династия​​​​​​​» я рекомендовала серию книг «Развивайка», новой методики развития дошкольников Е. Земцовой. Я начала использование этой серии, когда дочке было около полутора лет, несмотря на то, что, по словам издательства, книги ориентированы на детей от 3-х лет.

Я не уделяла особое внимание каким-то конкретным заданиям из книг «Развивайка», но при этом я считаю, что большой интерес у дочки всегда вызывали упражнения на поиск лишнего предмета в группе и задания на сопоставление. На начальном этапе каждую связь между предметами или отсутствие такой связи я подробно объясняла дочке.

Задание на поиск лишнего предмета и сопоставление я с дочкой делала не только по упражнениям в книгах (дочка очень быстро запомнила все правильные ответы в книгах), но аналогичные задачки я задавала дочке, играя вместе с ней в куклы и лего. На начальном этапе это были самые простые и очевидные комбинации (например, 3 цветочка и 1 машинка, нужно назвать лишний предмет), постепенно задания усложнялись (лишний предмет по размеру, по цвету, форме, по назначению, способу использования и так далее).

2. Обращать внимание ребенка на мелкие детали (предметы/ события/людей) и объяснять, что у какого-либо события (результата события, например, разбитой плитки на полу на кухне) может быть несколько причин. И несколько способов его устранения или развития (если устранение или дальнейшее развитие необходимо).

Как делаю я: на улице, в любых очередях, в общественном транспорте для того, чтобы отвлечь дочку от чего-то (переключить со слез) и, чтобы занять ее чем-то интересным, я специально привлекала и привлекаю ее

внимание к различным мелочам (дорожным знакам, разбитым окнам, спущенным шинам машин, трещинам на асфальте).

Я убеждена, что любой предмет может стать темой для беседы.

Когда дочке было 1,5 года для привлечения ее внимания я использовала восклицания «Ничего себе!», «Ты только посмотри!», «Вот это да!», «Неожиданно!» и прочие. Сейчас мне достаточно сказать «Посмотри скорее!».

После того, как я направляю внимание дочки на нужный предмет, я задаю ей несколько вопросов,

А как ты думаешь / Что ты скажешь:

  • почему так? (причина события / результата события),
  • зачем так / для чего так (с какой целью это было сделано / случайно/ намеренно?)
  • а какие действия последуют (что нужно сделать)?
  • а как было бы лучше и почему?
  • А чего не следует делать и почему?

Аналогичным образом мы с дочкой играем с куклами и машинками: любое событие в кукольной «мире» я проговариваю вместе с дочкой.

Сейчас дочка способна перечислить до 7 различных причин события и предложить несколько вариантов реагирования.

3. Объяснять ребенку важность правильной последовательности действий и последствий того, что случиться, если последовательность будет нарушена. Рассказывать о том, по какой причине для определенного дела существует своя последовательность действий.

Как делаю я: я обращаю внимание дочки на то, что в любом деле (или в большинстве дел) важна точная последовательность действий. Например, при приготовлении супа из-за того, что время приготовления разных ингредиентов отличается, их кладут в кипящую воду в определенном порядке.

ПРИМЕР ИГРЫ:

В больницу на скорой доставлен больной человечек без сознания и сопровождающих. У него диагностируют определенные симптомы (разбита голова, кровь, сломана нога).

Как должен действовать доктор? Какие вопросы он задаст фельдшерам скорой? Какие анализы предложит сделать, чтобы найти причину состояния? Нужно ли сделать что-то экстренное (реанимация)?

На что обратить внимание ребенка: одни и те же симптомы свойственны многим болезням. Чтобы назначить правильное лечение, нужно найти точную причину болезни. Для этого надо найти тот исключительный симптом, который свойственен только этой болезни (эту идею я взяла из сериала «Доктор Хаус»).

Задача врача: составить полную картину события, узнать, как можно больше о состоянии больного. И выбрать правильную последовательность действий.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Чему учить ребенка"
01 окт. 2022 г.
Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу. Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?
0Подробнее →
Картинка к "Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании"
01 окт. 2022 г.
В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребенка - это его баловать, постоянно показывать ему свою любовь - опять-таки баловать. А вот японские мамы твердо знают, что чем больше любви в этом возрасте достается ребенку, тем лучше, и постоянно носят ребенка в специальном рюкзачке то на спине, то на груди.
Картинка к "Гениальные дети"
15 сент. 2014 г.
Именно воспитание закладывает в детях гениальное начало.
Картинка к "К вопросу о раннем развитии (К. Карпенко)"
01 окт. 2022 г.
Проект «Рождённые в СССР» был начат в 1989 году. Сергей Мирошниченко по инициативе британского продюсера Джеммы Джапп провёл интервью с 20 семилетними детьми из разных регионов СССР. Режиссёр задавал детям вопросы о политике, религии, деньгах, власти, войне, планах на будущее и др. Также в фильме озвучивается краткая информация об условиях жизни героев проекта. Изюминкой проекта является то, что повторные интервью проводятся через каждые семь лет. По сути это лонгитюдное исследование, с видеоотчётом о котором может ознакомиться каждый желающий. На сегодняшний день вышло уже три части, называющиеся соответственно «Семилетние», «Четырнадцатилетние» и «Двадцатиоднолетние».
Картинка к "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет (В. Дмитриева)"
27 авг. 2014 г.
Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком. Но недостаточно просто мечтать, нужно самим позаботиться об этом! Самая популярная в мире и проверенная временем методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую и гармоничную личность. Эта методика привлекает родителей и педагогов тем, что не требует много времени на занятия с ребенком, а полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств.
Картинка к "Отец принял решение сделать своих детей гениями в шахматах прежде, чем они родились"
28 нояб. 2014 г.
Ласло Полгар, преподаватель психологии из Венгрии, полностью поддерживал идею того, что люди гениями не рождаются, а становятся. Ласло решил проверить эту теорию на собственных детях и превратить их в выдающихся шахматистов, просто обучая их игре в шахматы с младенчества и играя с ними в течение всей их жизни вплоть до подросткового возраста.
Картинка к "Почему мой ребенок молчит"
02 сент. 2016 г.
Речь нужна нам не только для общения, но и для мышления, воображения, управления своим поведением. Активная речь - когда ребенок сам говорит вслух, пассивная - когда он понимает чужую речь. Допустим, вы просите ребенка подать вам ложку, и он подает вам именно ложку, а не что-то другое. Он отличает ложку от вилки, конфету от яблока при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной форм речи происходит не одновременно. Сначала развивается пассивная речь, когда ребенок учится понимать слова, просто слушая окружающих, и лишь потом начинает говорить сам.
Картинка к "Приучаем ребенка играть самостоятельно"
03 июн. 2016 г.
приучить ребенка занимать себя самостоятельно вполне реально. Нужно немногое: простор для деятельности, хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.
Картинка к "Раннее развитие детей"
01 янв. 2006 г.
Раннее развитие детей - деятельность взрослых, направленная на приобретение ребенком знаний, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития: обучение детей математическим умениям, чтению, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах до трёх-четырёхлетнего возраста.
Картинка к "Развитие мелкой моторики"
18 июн. 2017 г.
При прочих равных люди с развитой мелкой моторикой имеют преимущество перед теми, у кого она не развита. С этой точки зрения умение быстро печатать на клавиатуре - навык полезный, хотя игра на фортепьяно для развития дает больше. Проверьте: люди, жестикулирующие ладонями-лопатами, всегда менее развиты в плане эмоционального интеллекта в сравнении с теми, у кого во время выступления "играют" и выразительное лицо, и живые умные пальцы.
Картинка к "Развитие ребенка"
01 окт. 2022 г.
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком. Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?
Картинка к "Развивающие занятия для малышей: успешный опыт"
22 июл. 2015 г.
Здесь – развивающие занятия на каждый день, которые я составляла для своей дочки Кати, когда ей было около двух лет. Занятия оказались увлекательными и для Кати, и для меня, я их повторяла и развивала, в результате с некоторыми коррективами и вариантами эти упражнения я использовала аж несколько лет. Зачем это вам? Что-то, возможно, вам пригодится в готовом виде, что-то поможет вам придумать свое. Если у вас есть свои хорошие находки, делитесь ими, талантливые родители должны помогать друг другу!
Картинка к "Упражнение «Читаем книги»"
01 окт. 2022 г.
ЗАДАЧА: заинтересовать ребенка книгой, положить начало традиции чтения в семье. Чтение должно стать приятным занятием, чтение должно стать регулярным занятием. Привычку к чтению стоит формировать с самого раннего возраста. Что делать по этому упражнению?