Практические советы по развитию логики ребенка от 1,5 лет и старше
Автор: Евгения Ермакова
Выпускница Университета практической психологии
На прошлой неделе в детском саду, куда ходит дочка (ей сейчас 3,5 года), у меня была встреча с воспитателем и директором, посвященная подведению итогов года. Некоторые вопросы воспитателей (а так же вопросы от других родителей одноклассников дочки, которые я регулярно слышу) заставили меня внимательнее посмотреть на процесс развития дочери и поделиться со всеми заинтересованными моими находками.
На протяжении всего учебного года, по словам педагогов, моя дочка демонстрирует способности к дедуктивному мышлению, и в большинстве случаев приятно удивляет этим и воспитателей, и родителей других детей. Несколько дней назад у меня поинтересовались, что же я делала и делаю до сих пор, чтобы развивать логику дочки.
Основные рекомендации по способам развития логики и дедуктивного мышления в большинстве статей по этой теме звучат так:
- Решать задачи (чем больше, тем лучше).
- Расширять кругозор.
- Проявлять дотошность.
- Развивать гибкость мышления.
- Быть наблюдательным.
МОИ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ по развитию логики ребенка до 3-х лет.
1. Предлагать ребенку выполнить упражнения на поиск лишнего предмета в группе и задания на сопоставление.
Как делаю я: в работе «Проект Династия» я рекомендовала серию книг «Развивайка», новой методики развития дошкольников Е. Земцовой. Я начала использование этой серии, когда дочке было около полутора лет, несмотря на то, что, по словам издательства, книги ориентированы на детей от 3-х лет.
Я не уделяла особое внимание каким-то конкретным заданиям из книг «Развивайка», но при этом я считаю, что большой интерес у дочки всегда вызывали упражнения на поиск лишнего предмета в группе и задания на сопоставление. На начальном этапе каждую связь между предметами или отсутствие такой связи я подробно объясняла дочке.
Задание на поиск лишнего предмета и сопоставление я с дочкой делала не только по упражнениям в книгах (дочка очень быстро запомнила все правильные ответы в книгах), но аналогичные задачки я задавала дочке, играя вместе с ней в куклы и лего. На начальном этапе это были самые простые и очевидные комбинации (например, 3 цветочка и 1 машинка, нужно назвать лишний предмет), постепенно задания усложнялись (лишний предмет по размеру, по цвету, форме, по назначению, способу использования и так далее).
2. Обращать внимание ребенка на мелкие детали (предметы/ события/людей) и объяснять, что у какого-либо события (результата события, например, разбитой плитки на полу на кухне) может быть несколько причин. И несколько способов его устранения или развития (если устранение или дальнейшее развитие необходимо).
Как делаю я: на улице, в любых очередях, в общественном транспорте для того, чтобы отвлечь дочку от чего-то (переключить со слез) и, чтобы занять ее чем-то интересным, я специально привлекала и привлекаю ее
внимание к различным мелочам (дорожным знакам, разбитым окнам, спущенным шинам машин, трещинам на асфальте).
Я убеждена, что любой предмет может стать темой для беседы.
Когда дочке было 1,5 года для привлечения ее внимания я использовала восклицания «Ничего себе!», «Ты только посмотри!», «Вот это да!», «Неожиданно!» и прочие. Сейчас мне достаточно сказать «Посмотри скорее!».
После того, как я направляю внимание дочки на нужный предмет, я задаю ей несколько вопросов,
А как ты думаешь / Что ты скажешь:
- почему так? (причина события / результата события),
- зачем так / для чего так (с какой целью это было сделано / случайно/ намеренно?)
- а какие действия последуют (что нужно сделать)?
- а как было бы лучше и почему?
- А чего не следует делать и почему?
Аналогичным образом мы с дочкой играем с куклами и машинками: любое событие в кукольной «мире» я проговариваю вместе с дочкой.
Сейчас дочка способна перечислить до 7 различных причин события и предложить несколько вариантов реагирования.
3. Объяснять ребенку важность правильной последовательности действий и последствий того, что случиться, если последовательность будет нарушена. Рассказывать о том, по какой причине для определенного дела существует своя последовательность действий.
Как делаю я: я обращаю внимание дочки на то, что в любом деле (или в большинстве дел) важна точная последовательность действий. Например, при приготовлении супа из-за того, что время приготовления разных ингредиентов отличается, их кладут в кипящую воду в определенном порядке.
ПРИМЕР ИГРЫ:
В больницу на скорой доставлен больной человечек без сознания и сопровождающих. У него диагностируют определенные симптомы (разбита голова, кровь, сломана нога).
Как должен действовать доктор? Какие вопросы он задаст фельдшерам скорой? Какие анализы предложит сделать, чтобы найти причину состояния? Нужно ли сделать что-то экстренное (реанимация)?
На что обратить внимание ребенка: одни и те же симптомы свойственны многим болезням. Чтобы назначить правильное лечение, нужно найти точную причину болезни. Для этого надо найти тот исключительный симптом, который свойственен только этой болезни (эту идею я взяла из сериала «Доктор Хаус»).
Задача врача: составить полную картину события, узнать, как можно больше о состоянии больного. И выбрать правильную последовательность действий.