Развивающие занятия для малышей: успешный опыт
22 июля 2015 г., 06:54
Автор: Анна Николаева
Здесь – развивающие занятия на каждый день, которые я составляла для своей дочки Кати, когда ей было около двух лет. Занятия оказались увлекательными и для Кати, и для меня, я их повторяла и развивала, в результате с некоторыми коррективами и вариантами эти упражнения я использовала аж несколько лет.
Зачем это вам? Что-то, возможно, вам пригодится в готовом виде, что-то поможет вам придумать свое. Если у вас есть свои хорошие находки, делитесь ими, талантливые родители должны помогать друг другу!
День №1
- Монтессори: Волшебный мешочек. Мешочек с 8 знакомыми ребенку предметами (расческа, ложка, мячик и т.д.) Ребенок не глядя отгадывает.
- Спорт: Забрасывать мяч в корзину, при попадании, отступать на шаг назад. (2й вариант – в небольшую коробку – прищепки)
- Математика: Счет в обратную сторону. «Ракета взлетает ..2,1,0 – пуск! И подбрасывать ребенка вверх»
- Воображение: Изобразить животного. Покажи как двигается слон, как прыгает и играет на скрипке кузнечик, как двигается и умывается кошка, мышка, как медведь кушает мед, как порхает бабочка с цветочка на цветочек, как летает и прыгает, чирикает воробушек, летает орел, лошадка бьет копытом, хрюша ищет что покушать, бык бодает рогами.
- Память: Угадай предмет. Взрослый выбирает себе любой предмет в комнате и описывает его ребенку – где он находится, как выглядит, для чего предназначен, из какого материала, какого цвета, какой на ощупь, пахнет- не пахнет и т.д. Ребенок должен отгадать. Усложнить – ребенок сам задает вопросы. Нарисовать карту.
- Речь: противоположности (День-ночь, солнце-луна, холодно-жарко, лето-зима).
- Внимание: Пазлы.
- Логика: «Какой он?» Взрослый берет любой предмет и просить ребенка охарактеризовать его. Мяч, какой он? Круглый, резиновый, легкий, большой, зеленый.
- Эксперименты: Тонет – не тонет.
- Чтение: а) попевки б) выучить два-три слова, в) игра с карточками.
- Подготовка руки к письму: Рисование – красками (дождик, елку, шарики, огурец, колобок, расческу, божью коровку, мухомор, змея).
- Музыка: Бубен – повторить в такт.; + диск «Улыбка».
- Улица: Нарисовать на асфальте разные линии – зигзагом, волной, с прямыми углами, спиралью – это дорожки. Бегать по дорожкам.
- Для хорошего настроения: Прятки. Ребенок прячется, взрослый его ищет. После поменяться ролями. Водящий должен сосчитать до пяти (Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват).
- Пальчиковые игры: «Этот палец в лес пошел (размять мизинец); этот пальчик гриб нашел (безымянный); Этот пальчик чистить стал; этот пальчик резать стал; ну а этот взял и съел – оттого и потолстел.
- Артикуляционная гимнастика: «Шарик» - надуть обе щеки, затем левую и правую попеременно.
- Ванная: Пускаем кораблики. Смастерить их можно из бумаги, фольги, скорлупы, грецких орехов, ракушек, пакетиков от соков, пластиковых коробочек. Пассажирами станут мелкие игрушки из киндеров или солдатики. Для плавающих в тазу корабликов устроить «природные катаклизмы». Дуть на них, имитируя ветер, поливать из лейки, словно дождик, или напустить настоящий шторм.
День №2
- Монтессори: Подметать, мыть пол. Вытирать пыль.
- Спорт: «острова» - из бумаги – перепрыгивать на островки, вокруг плавают крокодилы и разные страшилки.
- Математика: «Дорожка» (проводить пальцем).
- Воображение: Что я делаю? Имитировать различные действия: играю на пианино, на гитаре, дудочке, барабане. Качаю малыша, целую, глажу по голове, ругаю пальцем, мешаю суп, пробую, ем, пью, подметаю, мою, зеваю, чищу зубы, делаю гимнастику и т.д. Усложнить: ребенок повторяет действия; по очереди показываем.
- Память: Три-четыре (постепенно увеличивать) игрушек (карточек) выложить на стол, попросить запомнить, потом закрыть глаза, убрать одну игрушку и спросить какая игрушка убежала. Усложнить - поменять местами, спросить какая игрушка стоит не на своем месте.
- Реч: Из большого сделать маленького. Слон-слоник, курица-ципленок, одеяло – одеяльце, кровать-кроватка, диван – диванчик.
- Внимание: «Наши ротики молчат, наши ручки говорят». Ребенок должен отвечать на вопросы, используя только руки: чтобы сказать «да», надо поднять руки вверх, «нет»-развести в стороны. Вопросы: «У кошки четыре лапы? Летом идет снег? Собаки умеют летать? Можно бросать мусор на землю? И т.д.
- Логика: Назвать какую то геометрическую фигуру, а ребенок предмет соответствующий этой фигуре – прямоугольник – хлеб, телевизор, стол и т.д.
- Эксперименты: «Разлить поровну». Кувшин с водой, три прозрачных стакана. Задача – развить воду поровну.
- Чтение: Паровоз. На полку поставить локомотив – золотой кубик А. Сказать, что все вагоны в паровозе будут с буквой «а». Показать, как найти сторону с буквой «а». (Эта буква пишется только на больших кубиках). Когда паровоз построен он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать – па, на, та, ла, и т.д.
- Подготовка руки к письму: сделать из пластилина картину – солнышко, цветочки, травка, речка.
- Музыка: Петь песни вместе на ионике.
- Улица: Прыжки в длину. На землю положить две палки параллельно и постараться перепрыгнуть через них.
- Для хорошего настроения: «Слепая курица». Завязать глаза платком и пройти из одной комнаты в другую ничего не задев.
- Пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка (разминать и растирать большой пальчик), этот пальчик бабушка, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама, этот пальчик –я, вот и вся моя семья.
- Артикуляционная гимнастика: «Шарик лопнул» - надуть обе щеки, затем медленно выдыхать воздух сквозь маленькую дырочку.
День №3
- Монтессори: поливать цветы.
- Спорт: «Мостик» - пройтись по мостику (из пазлов, по палке, веревке).
- Математика: а) Учить – где левая рука/нога, где правая. б) посчитать цветы на окне.
- Воображение: Эмоции. Изображать мимикой различные эмоции. Какая мама (что мама делает) – грустная, печальная, веселая, испуганная, радостная, спокойная, рассерженная, хочет спать, уставшая, плачет, смеется, улыбается, любящая.
- Память: Развесить карточки по комнате, дать возможность ребенку рассмотреть. Потом просить – найди мне жирафа и т.д.
- Речь: «Один-много». Волк, а если много волков – волки. Теленок-телята, поросенок-поросята, жеребенок-жеребята, щенок-щенки, зайчонок- зайчата, козленок-козлята, индюшонок – индюшата, утенок-утята, лев-львы, свинья – свиньи, перо – перья, сапог – сапоги, человек – люди, цветок – цветы и т.д.
- Внимание: Взять картинки разрезать на 3-4 части. Задача правильно собрать.
- Логика: «Были-небылицы». Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки? И т.д.
- Эксперименты: Волшебное свойство воды. Материалы: вода, перчатка, пакет, шарик, стакан, бутылка, губка. Ребенок получает знания о том, что вода принимает форму предмета.
- Чтение: на доске написать слова – муха, кот, еж, уж, ухо, нос, рот.
- Подготовка руки к письму: Раскрашивание.
- Музыка: Железнова (гав, гав, мяу).
- Улица: Велосипед.
- Для хорошего настроения: игра в привидения. Ребенку выдается большая простыня (или старая пеленка - вырезать дырочки). Ребенок закутавшись в него превращается в дикое но симпатичное привидение и бродит с ужасающими звуками по квартире.
- Пальчиковые игры: а) «Ежик, ежик колкий (пальцы сплести в замок, покачать в такт стиха), где твои иголки? – Вот они (три раза поднять все пальцы торчком, но руки не расцеплять). Ежик, ежик колкий (покачивать в таком положении в такт стиха), Убери иголки – Оп (резко спрятать все пальцы, руки прижать к себе)! б) Прикасаться по очереди каждым пальчиком левой руки с пальчиком правой: «Повстречались два котенка: мяу-мяу, два щенка: ав-ав, два жеребенка: иго-го, два тигренка: ррр, две коровки: муу.
- Артикуляционная гимнастика: как собачка сердится? (нахмурить брови, ррр), как мама удивляется? (поднять брови, прищурить глаза). Покусать кончик языка зубками. Сделать губы, а потом язык дудочкой.
- Ванная: Меткий глаз. Запустить в плавание по ванне небольшую пластиковую коробочку или формочку для песка. По очереди бросать пуговицы, стараясь попасть в плавающую коробочку. Кто сделает больше точных попаданий.
Комментарии (2):
Ольга, 30 июля 2015 г., 09:48
Спасибо за хорошую идею!
Катерина, 25 сентября 2015 г., 11:35
Ещё помню в садике мы играли в игру на память: воспитатель расставляла несколько игрушек и мы запоминали, потом отворачивались а она тем временем то местами кого-то поменяет или ушко на другой бочок у зайки положит. В общем, было интересно. И ещё такая игра: пальцами ног захватывать не крупные предметы и складывать в мисочку. Мои детки с удовольствием так развлекаются!
Материалы по теме:
03 июл. 2018 г.
На прошлой неделе в детском саду, куда ходит дочка (ей сейчас 3,5 года), у меня была встреча с воспитателем и директором, посвященная подведению итогов года. Некоторые вопросы воспитателей (а так же вопросы от других родителей одноклассников дочки, которые я регулярно слышу) заставили меня внимательнее посмотреть на процесс развития дочери и поделиться со всеми заинтересованными моими находками.
01 окт. 2022 г.
Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию.
01 окт. 2022 г.
О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка нет никакого смысла. Все это правильно. Мы хотим подчеркнуть одну особенность детской игры, принципиально важную для развития детского интеллекта и креативности. Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений.
01 окт. 2022 г.
Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на каждой стадии развития преобладает определенный тип игры.
01 янв. 2000 г.
В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия - проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особенность детской логики, как нечувствительность к противоречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.
01 окт. 2022 г.
Покажем это на примере. Если вы хотите, чтобы ваши дети любили классическую музыки и имели склонность ее слушать, нужно выполнить следующие условия: ваши дети должны слушать классическую музыку часто и долго, чем раньше с детства это происходит, тем лучше: детские запечатления самые прочные. Но не поздно начинать ее слушать и в любом другом возрасте, отличном от детского.
12 сент. 2017 г.
Эта статья о том, как провести полезный досуг с ребенком, если вы оказались в замкнутом пространстве и привычная активность сведена к минимуму; как увлечь ребенка, не имея с собой никаких подручных спасателей (например, игрушки); как гаджет превратить в средство развития, а не трату времени.
27 авг. 2014 г.
Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком. Но недостаточно просто мечтать, нужно самим позаботиться об этом! Самая популярная в мире и проверенная временем методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую и гармоничную личность. Эта методика привлекает родителей и педагогов тем, что не требует много времени на занятия с ребенком, а полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств.
01 окт. 2022 г.
Могут ли родители увлечь ребенка каким-то занятием? Или он сам будет пробовать лет до 15-17-ти, пока не найдет то, что ему нужно? Рассчитывать ли только на счастливый случай? Следует ли избегать всякого давления и советов со стороны взрослых? Эти вопросы задают себе практически все родители.
01 окт. 2022 г.
Чем больше у ребенка занятий, тем лучше. Ребенок в идеале должен быть занят всегда, и чем более перспективные занятия, чем более развивающие - тем лучше. С этой точки зрения ребенок может быть в кружках с 7 утра до 21.00, и это только хорошо.