Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Будет или нет развивать себя ребенок, зависит в первую очередь от двух обстоятельств: от уровня окружающего его комфорта и от участия родителей в его развитии.
Лучше всего дети развиваются в комфортных условиях: свет, тепло, любящие родители, достаточное количество заботы и интересные задачи для проверки себя на прочность, умелость и способность преодолевать трудности жизни. Если все легко — это неинтересно, развития не будет, поскольку незачем. Если в жизни ребенка одни трудности — он может замереть, как спящая почка или, наоборот, начать бунтовать и отвоевывать себе желаемое. Дело родителей — подбрасывать ребенку задачки, усложняя их по мере взросления ребенка. А когда ребенок вырастет настолько, чтобы слушать родителей — рассказывать ему о тех сложностях и радостях, которые были у вас в его возрасте, расширяя его способности понимания.
С другой стороны, хуже всего дети развиваются, когда родители и другие взрослые ими не занимаются, а условия жизни детей максимально комфортны. Чем лучше ребенку в отсутствие родителей, чем уютнее и комфортнее для него его среда обитания, тем хуже он будет развиваться. Зачем? У ребенка есть еда, тепло, вода, свет и нет нужды двигаться — в этом случае ребенок, то есть практически животное тело ребенка, не имеет никаких стимулов себя куда-то и как-то двигать.
Именно участие родителей в развитии детей — главный фактор развития. Данные говорят о том, что дети развиваются ТОЛЬКО тогда, когда их развивают родители.
Цитата: «Так получилось, что всю весну и лето я ездила в Дом ребенка, все в том же милом провинциальном городке в 200 км от Москвы. Никаких очередей из усыновителей, осаждающих главврача с желанием немедленно забрать в семью «генофонд» я не заметила. Детей много. Учреждение процветает: отличный ремонт, горы игрушек, годовалые детки, одетые в дорогие костюмчики безжизненно висят в дорогущих ходунках. И это не инвалиды — вполне здоровые малыши. Просто они не хотят ходить, потому что их никто не держит за ручки, не зовет, не тетешкает, не целует за каждый крошечный шажок. Дети не играют в дорогие игрушки. Не играют, потому что не умеют. Для этого нужны мама и папа».
Интересное направление для развития ребенка — установление ими живых отношений с родителями или другими взрослыми людьми. Хотя бы — как с живыми игрушками. И что? В условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни.
В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.
При этом, стоит педагогу наладить взаимодействие с ребенком с синдромом госпитализма, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. Малыши захотят развиваться, если это желание в них разовьют взрослые. Если взрослые развивать это не будут, малыш останется только овощем.
Да, уважаемый К. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» — писал он. Как относиться к его тезису? Двояко. По факту, это миф. С другой стороны — миф полезный, педагогически целесообразный.
Итого: когда человек развиваться особенно не стремится, имеет смысл ему внушать, что в каждом человеке заложено стремление к саморазвитию. Если же мы воспитываем детей, то надеяться на это стремление к саморазвитию — наивно. Если вы его создадите и воспитаете — оно будет. Если не создадите ребенку желание себя развивать — получите ребенка с более простыми ценностями, получите то, что создаст ребенку окружающее его российское общество.