Развитие социальных эмоций младенца, или Как младенцы управляют своими родителями

01 января 2014 г. в 14:22

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Младенец — не беспомощен. Это активное, заботящееся о своих интересах существо, достаточно способное, чтобы управлять родителями, вооруженное для этого всем необходимым арсеналом. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть.

Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, первое слово любого ребенка есть слово «Дай!», и не важно, в каких звуках это оформлено. Такие вещи, как есть, спать, быть в тепле и сухости, быть на ручках мамы — это естественные потребности младенца, и если родители ему этого недодают, младенец учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему от них необходимо.

Так начинают развиваться социальные эмоции.

О плачах и криках младенцев нужно знать следующие основные вещи.

Плач для ребенка не катастрофа, а естественный язык общения с теми, кто о нем заботится. Когда у ребенка появляются те или иные желания или проблемные ситуации, с которыми он не может справиться сам, он может сообщить или дать сигнал об этом тем, кто решит ему его вопросы. А если они не реагируют на сигнал — надавить на них. Как, чем? Влияние младенца на родителей — ограничено, но возможно. В арсенале младенца — только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно — хныканье, плач и ор (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения).

Точнее говоря, это скорее заготовки будущих эмоций, это скорее выразительные движения, чем эмоциональные переживания, но родители «читают» их именно как эмоции, а дети — не возражают. Им все равно, как взрослые читают их выразительные движения, им важно то, что таким образом они могут родителями управлять.

Как правило, для первоначального управления родителями этого вполне хватает. Эмоции детей — в первую очередь способ управления родителями, и когда пока родители растят своего малютку, малютка в это время учится ими управлять.

​То, что младенцы улыбаются, чтобы управлять своими родителями, я утверждал еще 15 лет назад, но только в 2014 году были проведены научные исследования, подтвердившие это экспериментально. Исследования американских специалистов из университета в Сан-Диего показали, что младенцы улыбаются не просто так, а с определенной целью: конкретно для того, чтобы взрослые начали улыбаться им в ответ.

Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок подсказывает родителям, что им сделать нужно. Если ребенок хочет оказаться на ручках у мамы, он тянется к маме. Если мама не поняла — он ей улыбается. Обычно этого хватает, и ребенок оказывается на руках. Если мама не взяла на ручки — ребенок настаивает: хнычет, капризничает, канючит. Обычно порядочная, чувствительная мама сдается. Если мама попалась подготовленная и «голыми руками ее не возьмешь» — ребенок включает тяжелую артиллерию. Крик, плач, он весь трясется… Против этого редкая мама может устоять.

Женщина рассказывала: В 1-месячном возрасте дочка переболела бронхитом. За время болезни, ребенок понял, что мама сразу же подлетает на звук кхе-кхе. И уже здоровый, после болезни, если мама не реагировала на хныканье по ночам, а девочке очень хотелось пообщаться, то она просто громко «кхекхекала», а когда сонная мама подлетала, мило ей улыбалась и ждала, что с ней будут играть. Хорошо, что мама была очень внимательная: она быстро поняла, что ребенку просто хотелось развлекаться в неурочное время, и — перестала откликаться на этот звук. И все стало хорошо.

Пока мы думаем, что воспитываем детей, дети в это время воспитывают нас: приучают нас, как нам с ними себя вести.


Эмоции детей — в первую очередь способ управления родителями.

Нужно ли родителям бояться того, что ребенок плачет? Быть внимательным к плачу — необходимо, поскольку именно через плач ребенок рассказывает родителям о своих потребностях. А вот бояться того, что ребенок плачет — не нужно. Плач и крик здоровью младенца не вредит, скорее способствует. Это хорошая гимнастика для легких и голосовых связок, и громкий, требовательный плач ребенка говорит о том, что у него все в порядке. Также полезно знать, что зря младенцы не плачут: они плачут только тогда, когда это имеет смысл, когда на них кто-то реагирует.

В домах ребенка — тихо. Там на плач детей никто не реагирует, и там дети — не плачут. Некому. Более того, там дети плакать отвыкают, и это скорее плохо для их развития. В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.

​Многих вещей, которые боятся взрослые, дети не боятся. Когда дети падают, страшно обычно родителям, и дети начинают плакать при падении только тогда, когда им это интересное развлечение подсказали взрослые.

Рассказ: «Вот история. Сам бы не поверил. Но я там был, и это подлинная история. Советских времен ещё. У моих знакомых студентов-старшекурсников была очень умная не по годам девочка Катя. Очень спокойная. Когда её обидели — она так плакала! Она умела тогда плакать. Когда считала нужным. И было ей около года. Говорить ещё не умела. Однажды зимой поднимаюсь по лестнице в общежитии, и вдруг вижу: прямо на ступеньке лестницы ничком и молча лежит закутанное с ног до головы в зимнюю одежду тельце. Валенки, шубка, шапка. Знакомый цвет и размер. Катюшка!!!! Что я успел подумать самое страшное и ужасное, пока прыгал к ней по ступенькам, не передать! Подскакиваю, переворачиваю.... Совершенно спокойное, безмятежно-терпеливое выражение лица. Через минуту подошла и мама. Оказывается. она повела её гулять, но подходя к лестнице, вспомнила, что что-то забыла, и вернулась в комнату, сказав Кате подождать. А Катя, видимо, слишком близко подошла к ступенькам — и упала. Упала — и стала терпеливо ждать. Потому что в её мире упасть — это не катастрофа. Мама придёт, поднимет, и они пойдут гулять на улицу... Да, девочка уже давно выроста, закончила ВУЗ, ее психическому здоровью можно только позавидовать».

Переживания детей — это просто плохая привычка, которую они переняли от взрослых. Умные и веселые родители вполне могут приучить своих детей при неприятностях не плакать и не расстраиваться, а реагировать по-взрослому: в позитиве и конструктиве.

Когда мои детишки только учились ходить — и падать, они ко всему прочему не знали еще, как на свои падения реагировать. Действительно: то вот смотрел на папу, а вот брык — и земля под носом. Было одно — стало другое. И вот он теперь смотрит на родителей и по выражению их лиц пытается осмыслить: это катастрофа или приключение? А мы с мамой сговорились и дружно стали сопровождать каждое падение детишек веселыми криками “Ура!” Результат? Сплошные детишкинские “Ура!” — и никто не плакал. Можете проверить!

Младенцы зря не плачут. У младенца — честные потребности. Дети до одного года жизни обычно требуют от родителей только то, что им действительно нужно. У младенца — честные потребности, он не выдумывает — если плачет, то по делу. Поэтому вас, родители, может не устраивать форма требований ребенка — нетерпеливый и яростный крик или плач, но по сути ребенок вам только подсказывает, что вы действительно должны сделать для него. Такие вещи, как есть, спать, быть в тепле и сухости, быть на ручках мамы — это естественные потребности младенца, и когда ребенок вам об этом кричит или плачет, он не террорист, а вам напоминалка. Если мама внимательна и знает, что даже младенец умеет плакать по-разному, в зависимости от того, что ему нужно или его беспокоит, то они с ребенком прекрасно поймут друг друга. Другое дело, если он настаивает на том, чтобы его все желания исполнялись немедленно, вы не обязаны испытывать чувство вины, если немедленно это не делаете. У вас могут быть другие, более важные дела.

Между ребенком и родителями всегда идет борьба за власть: кто кем управляет. Понятно, что ребенку много чего нужно, и требовать он будет, однако опытные родители могут заботиться о малыше, опережая момент, когда его потребности перейдут в его требования.

Пишет Надежда Г., студентка УПП: «Когда родился мой первый сын, я была молодой, не опытной мамой, совсем не знающей, что же делать с ребенком, и чего же он хочет, малыш плакал постоянно! Не так давно родился третий мой сынок, плача и криков от него почти не слышно! Еще до того как он начнет кричать, он активно подает знаки, что ему нужно, начинает возиться, покряхтывать и тд. Обладая опытом, я легко распознаю эти знаки и могу удовлетворить его потребности еще до того, как он заплачет. Малыш растет активным и спокойным.»

Если же родители невнимательны, неопытны и так или иначе тормозят, то уже ребенок начинает подбирать к ним ключи, начинает ими управлять. Итого: если родители не управляют младенцем, младенец управляет родителями. Ваш выбор?

Файлы:
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей
  • Младенец

Комментарии (0):

Материалы по теме:

27 нояб. 2014 г.
Главный секрет всех детей
Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций понятен каждому. Но откуда берутся эмоции?
01 янв. 2010 г.
Какими рождаются дети
Самое главное, что нужно понять и признать, что дети рождаются разными, дети разные с рождения.
07 янв. 2014 г.
Младенец и его мир
Большое распространение имеет взгляд, согласно которому маленький ребенок — это беззащитное, слабое и беспомощное существо. Чаще всего тревожным бабушкам кажется, что с ребенком может случиться все что угодно, что ребенок слабенький и хрупкий...
20 февр. 2014 г.
Развитие эмоций и чувств в детском возрасте
Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. 
01 окт. 2022 г.
Социальные эмоции
Эмоции и чувства, обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми.
01 янв. 2014 г.
Врожденные эмоции
Врожденные эмоции — эмоции, имеющиеся у младенца с рождения.