Эмоции детей — способ управления родителями
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, первое слово любого ребенка есть слово «Дай!», и не важно, в каких звуках это оформлено. С рождения ребенок учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему от них необходимо. Но как, чем ребенок может влиять на родителей? Своими социальными эмоциями.
Если ребенок хочет оказаться на ручках у мамы, он тянется к маме. Если мама не поняла — он ей улыбается. Обычно этого хватает, и ребенок оказывается на руках. Если мама не взяла на ручки — ребенок настаивает: хнычет, капризничает, канючит. Обычно порядочная, чувствительная мама сдается. Если мама попалась подготовленная и «голыми руками ее не возьмешь» — ребенок включает тяжелую артиллерию. Крик, плач, он весь трясется… Против этого редкая мама может устоять.
Если мама захочет ребенка снять с ручек, ребенок решает, разрешит он это маме или нет. Если не разрешит, он ее остановит: можно опечалиться, можно захныкать, можно громко заплакать — он подбирает то, что на маму действует, что для мамы достаточно.
То, что младенцы улыбаются, чтобы управлять своими родителями, я утверждал еще 15 лет назад, но только в 2014 году были проведены научные исследования, подтвердившие это экспериментально. Исследования американских специалистов из университета в Сан-Диего показали, что младенцы улыбаются не просто так, а с определенной целью: конкретно для того, чтобы взрослые начали улыбаться им в ответ.
Знают ли родители все то, что написано в этой статье? В большинстве своем — знают. Или догадываются... Все родители согласны, что дети управляют родителями при помощи эмоций, мастерски ими владеют и ежечасно проверяют родителей на прочность. Проблема в другом — мало кто из родителей что-то делают, чтобы исправить ситуацию.
Зх-летняя дочь моих друзей из папы вьет веревки. Мама строгая и с ней ребенок ведет себя хорошо. А папе можно сказать «я обиделась, я тебя не люблю», и папа тут же выполняет любое желание дочери.
Развитие социальных эмоций младенца
Влияние младенца на родителей — ограничено, в его арсенале — только врожденные эмоции. У младенца — честные потребности: младенец чаще настаивает на том, что ему действительно нужно. Если родители не управляют младенцем, младенец управляет родителями. См.→
Мастерство плача ребенка от 1 года до 3 лет
У ребенка разные потребности — и честные, и придуманные. Ребенок мастерски управляет своим плачем. Ребенок плачет, честно говоря кому и для чего. Ребенок осваивает истерики. См.→
Мастерство эмоций ребенка от 3 до 7 лет
Ребенок играет в эмоции и учится ими пользоваться. Если не управлять ситуацией, дети выучивают в первую очередь негатив. Дети владеют эмоциями мастерски. См.→
Деградация эмоций ребенка
Как удивительный вариант развития, где-то лет с четырех параллельно росту мастерства владения эмоциями у детей начинается последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности. Происходит постепенно отказ от свободы выбора, от осознанности, ответственности и произвольности. См.→