Младенец и его мир

07 января 2014 г. в 20:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Большое распространение имеет взгляд, согласно которому маленький ребенок — это беззащитное, слабое и беспомощное существо. Чаще всего тревожным бабушкам кажется, что с ребенком может случиться все что угодно, что ребенок слабенький и хрупкий, полностью зависящий от родительской заботы, однако это не совсем так: многим возможностям ребенка могут позавидовать вполне взрослые люди. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости.

Младенец — не беспомощен. Это активное, заботящееся о своих интересах существо, достаточно способное, чтобы управлять родителями, вооруженное для этого всем необходимым арсеналом. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть.

Мама для младенца — не мама, а часть окружающей среды, которой он питается, которую он потребляет под свои нужды.

Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, первое слово любого ребенка есть слово «Дай!», и не важно, в каких звуках это оформлено. Такие вещи, как есть, спать, быть в тепле и сухости, быть на ручках мамы — это естественные потребности младенца, и если родители ему этого недодают, младенец учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему от них необходимо.

Так начинают развиваться социальные эмоции.

Отдельный, очень интересный вопрос — о психологическом благополучии маленьких детей, для которых вопрос об осмысленности жизни не стоит в принципе. Есть предположение, тем не менее, что психологическое благополучие маленького ребенка на самом деле с осмысленностью его жизни связано самым тесным и прямым образом. Дело в том, что маленький ребенок не живет как отдельное существо, он развивается как элемент экосистемы, где мама и семья в целом заняты его развитием, создают ему направленность на будущее, таким образом выполняя функцию придания смысла его жизни. Если ребенка только кормить, но не развивать его, не создавать ему перспективы роста — ребенок свое развитие прекращает, превращается по сути в «овощ».

К сожалению, подобные эксперименты проводила сама жизнь: в первые годы Советской власти было большое количество брошенных детей, которых собирали в дома малюток, но которым могли предоставить только питание и элементарный уход. Уже через полгода дети теряли всякий интерес к жизни и к людям и недовольно реагировали на попытки взять их на руки и с ними поиграть. Они хотели только спать и есть, без этих внешних помех.

Что нужно знать о детском плаче? Если коротко, то основные установки звучат так:

  • Что самое главное для мамы? — Не тревожиться, высыпаться и быть спокойной.
  • Нужно ли быть внимательными к плачу младенца? — Да, безусловно.
  • Нужно ли родителям бояться того, что младенец плачет? — Нет, это не страшно.
  • Верить ли плачу младенца? — Да, младенцы зря не плачут.
  • Нужно ли отучать младенца от ночного плача? — Да, постепенно.
  • О чем еще нужно позаботиться? — О том, чтобы младенца к плачу не приучать.

Подробнее об этом в статье Младенец плачет: всегда ли нужно на это дергаться?

Файлы:
  • Младенец
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (3):

Мария, 09 июня 2015 г. в 07:57
Никогда еще не слышала такого взгляда на внутренний мир ребенка, и меня такой подход ужасает. Почитайте лучше " Секретный мир детей" Осориной. Там и вдохновение к воспитанию и любовь к детям просыпается. А после этой статьи только ощущение, что мы живем в мире животных, где с малых лет растут такие маленькие звереныши, которых надо во что бы то ни стало подчинять себе. А любви-то нет, тогда на выходе получится то, о чем вы пишете. Большой звереныш со своими интересами и мотивами. Чтобы потом породить таких же боевых единиц. Если в этом смысл родительства, то объясните мне тогда как воспитать развитого гармоничного человека со здоровыми ценностями и нравственными ориентирами. Через "боевую единицу"? Взгляд матери в этом вопросе решающий!
Н.И. Козлов, 09 июня 2015 г. в 08:10
Мария, взгляды Чарльза Дарвина порождали такое же возмущение и такое же эмоциональное неприятие у его современников. Всегда приятнее думать, что мы произошли от ангелов, а не от обезьян... Любители сказок выбирают для себя воодушевляющие сказки, в то время как реалистичная педагогика строит себя на фундаменте фактов. Макаренко никогда не идеализировал своих воспитанников, однако результаты его воспитания были более воодушевляющими, нежели педагогический подход Крупской, для которой все дети были хрупкими ангелами.
1 ответ
Гость, 26 февраля 2020 г. в 13:56

Благодарю за статью! Очень познавательно и честно говоря успокаивающая информация преподнесенная в шутливо-легкой форме. Я твердо уверенна, что счастливые дети могут вырасти только у счастливых родителей!

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.
Развитие социальных эмоций младенца, или Как младенцы управляют своими родителями
Младенец — не беспомощен. Это активное, заботящееся о своих интересах существо, достаточно способное, чтобы управлять родителями, вооруженное для этого всем необходимым арсеналом. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть.
01 окт. 2022 г.
Ребенок
Ребенок (юридически) - человек до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
01 янв. 2006 г.
Ребенок растет не один, а в экосистеме
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно.