Ребенок растет не один, а в экосистеме
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно.
Представление о самоактуализации от Карла Роджерса описывает рост и развитие личности через метафору почки или семени, из которого вырастает, разворачивает себя то или иное дерево..
«Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком».
Данная метафора имплицитно устанавливает, что развитие личности определяется врожденными факторами, а социальные факторы играют второстепенную роль: солнце и дожди не сделают дерево другим, на развитие влияет лишь отсутствие воды и солнечного света. Из почки ивы вырастет только ива, из желудя — только дуб. Важно и то, что в структуре личности таким образом предполагается только одно ядро, из которого может инициироваться развитие.
В противоположность этому, культурно-историческая теория Л.С. Выготского предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, пишет Выготский, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком«психологических орудий»: путем овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета.
На наш взгляд, оба описания по-своему верны и по-своему односторонни: если К. Роджерс абсолютизирует внутреннее начало личности, то Л.С. Выготский — значение социальной среды, говоря только о созревании психических функций, но не видя в самой личности возможный источник саморазвития. Более широкую и объемную картину развития дает представление о личности как экосистеме.
Представление о личности как экосистеме одним из научных оснований имеет теорию экологических систем Ури Бронфенбреннера. В соответствии с этой теорией человек (ребенок, подросток, молодой человек) в процессе всей своей жизни окружен более широкими экосистемами (семья, школа, социальные организации, гос.учреждения, ценности и нормы общества), с которыми его связывают гибкие и жесткие, прямые и обратные взаимодействия.
Обращаясь к метафоре, в таком представлении ребенок — не одно семя, из которого все заданным образом растет, а скорее почва с различными семенами. На эту почву с уже имеющимися семенами (врожденные начала в ребенке) могут падать и другие семена (культурное начало). Что-то попадает случайно, что-то благодаря усилиями садовников: родители и педагоги прививают ребенку лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, а в экосистеме. В таком представлении развитие ребенка задается не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек из общекультурного окружения или осознанной работы садовника: родителей и педагогов.
В такой экосистеме умные родители и педагоги не подавляют, а пробуждают в ребенке смелость и уверенность в себе, развивают как трудолюбие, так и умение дружить, умение слушать и слышать другого, пользоваться ложкой или алгоритмом «Повтори-согласись-добавь»…
Основными элементами экосистемы роста и развития ребенка (и взрослой личности) являются почва, семена, питание, деятельность садовника и окружающая все это атмосфера. Опишем все эти элементы более подробно.
Атмосфера. Окружающие человека (ребенка, подростка, молодого человека) соседние экосистемы влияют на атмосферу его роста и развития.
Атмосфера семьи бывает разной: бывает светлой, теплой и солнечной, бывает темной, холодной и чередующейся с тяжелыми грозами. Атмосфера двора и школьного коллектива бывает как создающей перспективы роста, так и вынуждающей к напряженному выживанию.
Питание. Для роста и развития, кроме воздуха и света, растению нужно питание: вода и микроэлементы. Окружающие человека экосистемы дают питание его телу, уму и чувствам, хотя в очень разной степени и разного качества.
Если у ребенка есть любящие и дружные родители, рядом с ним заботливые и внимательные учителя и педагоги, он с детства получает качественное физическое, интеллектуальное и духовное развитие.
Почва. С другой стороны, любая экосистема имеет свою изначальную почву, почву разного качества. На одной почве растет все, на другой почти ничего, на какой-то почве вырастает только нечто специфическое.
Дети бывают очень способными и восприимчивыми, дети рождаются и олигофренами, есть дети, которые с детства тянутся ко всему доброму, есть дети, к которыми липнет все дурное.
Семена. Как экосистема, ребенок с рождения уже не только почва, он несет в себе некоторую активность, некоторые личностные семена: врожденные способности, склонности и желания, возможно и врожденные идеи. Эти семена при благоприятных условиях прорастают, растут, расцветают, плодоносят, но могут болеть, отцветать и умирать, превращаясь в почву для других семян экосистемы, когда один период жизни личности сменяется другим.
Разговор о доброй или нет природе человека — разговор, в частности, об этой почве и семенах, которые в ней уже заложены с рождения, изначально. Что растет в нем изначально? К каким семенами восприимчива его почва? Окружающие люди могут намеренно или естественным путем забрасывать в душу ребенка свои семена: слова, образцы поведения, запоминающиеся поступки, но то, что вырастет в результате, зависит не только от семян. Если семя попало на добрую почву, оно прорастает, если почва для этих семян не предназначено, слово не находит отклика и глохнет.
Садовник. Садовник — тот, кто специально и осознанно занимается выращиванием и формированием сада (экосистемы). Рядом с любым ребенком есть садовник или садовники: внешние экосистемы, сознательно и целенаправленно следящие за (вос)питанием ребенка и теми семенами, которые в него забрасываются. В первую очередь — это родители и школьные педагоги, однако иногда более серьезные воспитательные или антивоспитательные воздействия оказывает дворовое и школьное окружение, телевизор и даже интернет — когда ребенок прилипает к интернету, а там кем-то проводятся разного рода специальные воспитательные акции.
Со временем многие люди становятся садовниками сами себе, начиная заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием, в другой терминологии — осуществляют не пассивный, а активный личностный рост, однако из какого семечка вырастает такая особенная личность — из изначального или привнесенного извне, сказать заранее нельзя. Человек приобретает свою вторую природу, сплав его биологического начала и культурного развития. Вторая природа — то, что стало для человека внутренним и совершенно естественным, так же естественным, как генетически заданное.
Если девочка в юном возрасте разрешила себе полную свободу стихийных эмоций и с душой практиковалась в этом ежедневно два десятка лет, ее необузданная эмоциональность стала ее естественной, второй природой. Если другая девочка когда-то впечатлилась красотой движений и много лет ежедневно оттачивала красоту и благородство своих движений в балетной школе, то благородство ее движений и королевская осанка также стала ее второй природой.