Психологическое благополучие и осмысленность жизни
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем.
В качестве базовых составляющих психологического благополучия (psychological well-being) человека К.Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
Думается, что примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.
Понятие «психологическое благополучие» близко связано с такими понятиями, как душевное здоровье и осмысленность жизни. Как пишет П.П. Фесенко, «Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос», однако на основании собственных исследований автор утверждает, что осмысленность жизни и психологическое благополучие личности напрямую и значимо коррелируют между собой. Согласно его данным, «все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями».
К сожалению, причинно-следственные связи в работе П.П. Фесенко не достаточно ясны и могут порождать разнообразные толкования. Осмысленность жизни порождает психологическое благополучие или психологическое благополучие порождает интерес к осмысленности жизни? А может быть, и осмысленность жизни, и психологическое благополучие являются на самом деле независимыми ветвями, растущими из одного корня, и одинаково порождаются чем-то третьим, например общей культурой личности?
Отдельный, очень интересный вопрос — о психологическом благополучии маленьких детей, для которых вопрос об осмысленности жизни не стоит в принципе. Есть предположение, тем не менее, что психологическое благополучие маленького ребенка на самом деле с осмысленностью его жизни связано самым тесным и прямым образом. Дело в том, что маленький ребенок не живет как отдельное существо, он развивается как элемент экосистемы, где мама и семья в целом заняты его развитием, создают ему направленность на будущее, таким образом выполняя функцию придания смысла его жизни. Если ребенка только кормить, но не развивать его, не создавать ему перспективы роста — ребенок свое развитие прекращает, превращается по сути в «овощ».
К сожалению, подобные эксперименты проводила сама жизнь: после Октябрьской революции было большое количество брошенных детей, которых собирали в дома малюток, но которым могли предоставить только питание и элементарный уход. Уже через полгода дети теряли всякий интерес к жизни и к людям и недовольно реагировали на попытки взять их на руки и с ними поиграть. Они хотели только спать и есть.