Социальные эмоции
Социальные эмоции и чувства — эмоции и чувства, обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми.
Кроме социальных эмоций, выделяют природные эмоции (например, адаптивные и заякоренные эмоции), опосредующие взаимодействие человека с природной средой. В опасной ситуации или когда нужно нарубить дрова — человек возбуждается. Когда нужно разобраться с задачей по арифметике — мы вводим себя в спокойное состояние и не дергаемся. Мы меняем свое функциональное (эмоциональное) состояние, чтобы оно помогало нам в решении жизненных задач.
Социальные эмоции и чувства большей частью — не врожденные, а выученные эмоции, однако некоторая часть эмоциональных реакций, которая имелась у младенцев с рождения, со временем начинает использоваться ребенком для решения задач социального взаимодействия, становятся произвольными и социальными. Взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым, дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что, если не управлять ситуацией, это будут в первую очередь эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего. В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как стеснительность, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть.
Возникновение социальных эмоций описывает теория социального психоанализа эмоций и культурно-историческая теория развития чувств.