Растерянность: отупение и ступор

01 октября 2022 г., 21:45

Фильм "Ликвидация"

​​​​​​​

Фильм "Рыцарь дня"

Растерянность - состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.

Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.

Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.

Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция - всегда найдется.

Как формируется растерянность у детей?

Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.

Растерянность - не базовая и не врожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода - снятие с себя ответственности: "Я растерялся - а что я в этом состоянии могу поделать?!" Смотри Теория социального психоанализа эмоций

Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.

Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, - по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей - малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам - все начинается с мелочей!) входить в ступор - полезно и вполне реалистично.

Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.

Как выходить из растерянности?

Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя - это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.

Например, начинающим учителям в новом классе растеряться - элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.

Если вы одни - поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.

Если рядом друг или близкий человек, сказать: "Я, кажется, растерялся!" - Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать "О-па!" и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.

А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:

  • всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать "что скажу" и "что буду делать".
  • представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.

Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.

Как приводить в чувство того, кто растерялся

Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:

  • спокойная уверенность,
  • убедительная похвала,
  • простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
  • простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.

Комментарии (19):

Гость, 27 октября 2013 г., 13:12
А как быть, если чувство растерянности не мгновенное, а более глубокое? Когда, вроде, всегда знала что хочу, кто я и где, а потом вдруг как земля из под ног ушла! И всего так много вокруг, а себя не видишь и попытки собраться, как это раньше получалось, не помогают. Периодически захлестывает чувство огромной агрессии и неизбежности в перемешку с безысходностью!!!
5 ответов
Гость, 06 июня 2014 г., 15:09
Быть может проблема с самооценкой и восприятием себя? В таком случае лучше обратиться к психологу (психотерапевту).
Гость, 21 сентября 2017 г., 07:57

Возможно просто нужен отдых. Или подумать, возможно Вас окружают люди, которую вселяют в Вас эту неуверенность.

Гость, 20 июля 2018 г., 14:05

Ой, у меня точно то же!

Гость, 09 марта 2020 г., 13:45

Прежде чем анализировать у себя заниженую самооценку и неуверенность в себе, убедитесь что вы не окружены идиотами.

Гость, 28 октября 2021 г., 15:26

У меня то же самое. Знаю свои желания, имею убеждения и цели, испаряющиеся при впадении в ступор, при котором трудно не только выражать мысли, но и выговаривать слова. Понимаю, что сообщение было написано аж в 2013 году, но очень уж мне бы хотелось поговорить с таким же человеком - вк - id488038599

Гость, 07 марта 2014 г., 07:35
Выученное состояние ... это вы очень хорошо подметили. Супер. А человек это то существо, которое приспосабливается в это время, и у него после этого имеются отговорки. В голове держит это.
Гость, 01 апреля 2014 г., 14:31
Спасибо за статью! Указаны причины, следствия и методы выхода из состояния растерянности.
Пора в дурку?, 12 августа 2015 г., 22:28
А как быть, когда впадаешь не то что бы в растерянность, а как бы в ступор. Замираешь просто на полдороги, без мыслей и действий, не осознавая себя. Пространство вокруг искажается, периферическое зрение исчезает, остаётся только небольшая область по центру. Похоже на эффект "перехода на сверхсветовую скорость" в фантастике. Потом перестаешь что-либо замечать вообще. Звуки куда-то уходят, все дереализируется. Это может произойти в любой момент, и я замираю, например, с поднятой ногой, но чаще в более удобной позе. Друзья смеются, говорят "завис". А мне не до смеха, так как такое бывает и за рулём, но там я ещё могу прервать усилием воли это состояние, правда в самом начале, пока себя контролирую. Наступает какой-то просто чудовищный покой, длится это не долго, до минуты.
3 ответа
Н.И. Козлов, 13 августа 2015 г., 06:03
Любопытно. Есть пару гипотез, но ситуацию нужно исследовать. Насколько для вас этот вопрос серьезен? Если нужно будет привлекать специалистов, им нужно платить.
1 ответ
Гость, 03 апреля 2019 г., 18:36

Что это за гипотезы?

Гость, 03 апреля 2019 г., 18:35

Наконец-то я нашла кого-то с чем-то похожим, как у меня.....

Гость, 15 августа 2020 г., 21:50

У меня такое бывает, когда я хочу ударить, когда прихожу в себя, обидчик лежит, а я готов убить. А вот когда нужно что-то ответить словами обидчику, то я молчу как дурак, если что и говорю, то получается несуразица. А у людей складывается впечатление, что я трус, не могу даже ответить. Не могу же я бить каждого, кто кусает словами.

Гость, 19 мая 2016 г., 11:15
Добрый день! Вот какая ситуация, еду на машине по главной дороге, свернул на второстепенную, сравнялся с другим участником движения, он выезжал с прилегающей территории, мы остановились. Он мне говорит - у тебя помеха справа, я хотел ему ответить, что ты выезжаешь с прилегающей территории, а я ответил - у тебя "дорога" и дальше не мог ответить...
Гость, 05 декабря 2018 г., 10:39

А если ребенок трех лет, заходит в группу и молчит, и ничего не будет делать пока ему не скажут, или не подведут? Каждое действие нужно комментировать или помогать с выполнением - это что? А с мамой стоит, как говориться "на ушах", и болтает, и играет, и делает. Обстановка в группе спокойная, воспитатели хорошие.

1 ответ
Лихачева Ольга, консультант, 14 декабря 2018 г., 06:59

Доброго времени, гость! Когда ребенок идет в сад, у родителей появляется большое число вопросов. Их можно привести к одному знаменателю: что происходит с ребенком, и чем я могу ему помочь? Когда самостоятельно решить вопрос не выходит, родители обращаются за помощью. И прекрасно, когда помощь идет от специалиста. Вы обратились к нам – психологам синтон-подхода. Это мудрое решение. Давайте посмотрим, чем в этой ситуации можно помочь. Вы написали, что ребенку 3 года и он ходит в сад. Хорошо бы, если вы написали, в каком возрасте он пошел и как часто, как долго подобные события уже происходят. Сейчас посмотрим на ситуацию под другим углом – с позиции ребенка. Предположу, что ваш ребенок пошел в сад в 3 года. До этого все три года он был дома в заботливой и любящей мамой. Она понимала его, помогала, заботилась. С ней ему было легко и просто. С другими детьми он иногда играл во время прогулки. Их было разное количество. Самое большее, скорее всего, человек десять. И при этом мама или «свой» взрослый всегда были рядом. Это своего рода подтверждение мысли «все в порядке, я рядом». Что происходит с началом посещения сада? Совершенно новые и незнакомые люди – чужие. Человек 30 – и все сразу вокруг. Как бы вы действовали, окажись в незнакомой стране, совершенно один, да еще и языка не знаете? Вокруг вас люди, что-то говорят, побуждают что-то сделать, а вы не можете понять: что? У вас, полагаю, будет ступор. Для ребенка сад – это все равно, что незнакомая страна для взрослого. Для того, чтобы принять «свои» каждому ребенку требуется разное время. Сколько? Вы можете предположить сами. Вспомните, как ребенок себя ведет или вел прежде с новыми людьми. Увы, количество знаков в комментарии ограничено и написать о то том, что же делать не могу, поэтому пишите нам на почту АПСП">http://www.aspsp.ru/">АПСП konsult.upp@gmail.com. С уважением, Лихачева Ольга, консультант.

Гость, 19 апреля 2019 г., 08:46

А если у меня возникает растерянность при необходимости обдумать разговор, подготовиться к ситуации? Обдумать разговор для меня что-то страшное, лучше математическую задачу решить.

Гость, 09 декабря 2021 г., 08:40

Я теряюсь абсолютно во всём. Я не могу даже использовать в жизни ту информацию, которой владею, а в моей жизни часто бывают моменты, в которых мне приходится отставить свою точку зрения, но я всегда отстраняюсь, тем самым, проигрываю. А проигрываю я, в первую очередь – себе.

Гость, 09 декабря 2021 г., 08:43

Элементарная явная самозащита отсутствует. Я и словом не могу задеть своего обидчика, потому что чувствую вину и сострадание.

Материалы по теме:

Картинка к "Главный секрет всех детей"
27 нояб. 2014 г.
Эмоции – самое универсальное средство общения. Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций понятен каждому. Но откуда берутся эмоции?
31Подробнее →
Картинка к "Собранность"
Картинка к "Транс"
01 окт. 2022 г.
Транс — это измененное состояние сознания, при котором прекращается критическое восприятие информации и снижается способность последовательно анализировать и осмыслять.
Картинка к "Выученная беспомощность"
01 окт. 2022 г.
Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств. Внутренняя картина: Установка: "Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно - но не для меня".Установка "мои успехи из-за вас, мои неудачи - из-за меня" - Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.