Растерянность: отупение и ступор
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Растерянность — состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.
Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.
Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.
Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция — всегда найдется.
Как формируется растерянность у детей?
Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.
Растерянность — не базовая и не врожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода — снятие с себя ответственности: «Я растерялся — а что я в этом состоянии могу поделать?!» Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.
Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, — по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей — малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам — все начинается с мелочей!) входить в ступор — полезно и вполне реалистично.
Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.
Как выходить из растерянности?
Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя — это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.
Например, начинающим учителям в новом классе растеряться — элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.
Если вы одни — поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.
Если рядом друг или близкий человек, сказать: «Я, кажется, растерялся!» — Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать «О-па!» и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.
А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:
- всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать «что скажу» и «что буду делать».
- представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.
Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.
Как приводить в чувство того, кто растерялся
Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:
- спокойная уверенность,
- убедительная похвала,
- простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
- простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.
Комментарии (19):
Возможно просто нужен отдых. Или подумать, возможно Вас окружают люди, которую вселяют в Вас эту неуверенность.
Ой, у меня точно то же!
Прежде чем анализировать у себя заниженую самооценку и неуверенность в себе, убедитесь что вы не окружены идиотами.
У меня то же самое. Знаю свои желания, имею убеждения и цели, испаряющиеся при впадении в ступор, при котором трудно не только выражать мысли, но и выговаривать слова. Понимаю, что сообщение было написано аж в 2013 году, но очень уж мне бы хотелось поговорить с таким же человеком - вк - id488038599
Что это за гипотезы?
Наконец-то я нашла кого-то с чем-то похожим, как у меня.....
У меня такое бывает, когда я хочу ударить, когда прихожу в себя, обидчик лежит, а я готов убить. А вот когда нужно что-то ответить словами обидчику, то я молчу как дурак, если что и говорю, то получается несуразица. А у людей складывается впечатление, что я трус, не могу даже ответить. Не могу же я бить каждого, кто кусает словами.
А если ребенок трех лет, заходит в группу и молчит, и ничего не будет делать пока ему не скажут, или не подведут? Каждое действие нужно комментировать или помогать с выполнением - это что? А с мамой стоит, как говориться "на ушах", и болтает, и играет, и делает. Обстановка в группе спокойная, воспитатели хорошие.
Доброго времени, гость! Когда ребенок идет в сад, у родителей появляется большое число вопросов. Их можно привести к одному знаменателю: что происходит с ребенком, и чем я могу ему помочь? Когда самостоятельно решить вопрос не выходит, родители обращаются за помощью. И прекрасно, когда помощь идет от специалиста. Вы обратились к нам – психологам синтон-подхода. Это мудрое решение. Давайте посмотрим, чем в этой ситуации можно помочь. Вы написали, что ребенку 3 года и он ходит в сад. Хорошо бы, если вы написали, в каком возрасте он пошел и как часто, как долго подобные события уже происходят. Сейчас посмотрим на ситуацию под другим углом – с позиции ребенка. Предположу, что ваш ребенок пошел в сад в 3 года. До этого все три года он был дома в заботливой и любящей мамой. Она понимала его, помогала, заботилась. С ней ему было легко и просто. С другими детьми он иногда играл во время прогулки. Их было разное количество. Самое большее, скорее всего, человек десять. И при этом мама или «свой» взрослый всегда были рядом. Это своего рода подтверждение мысли «все в порядке, я рядом». Что происходит с началом посещения сада? Совершенно новые и незнакомые люди – чужие. Человек 30 – и все сразу вокруг. Как бы вы действовали, окажись в незнакомой стране, совершенно один, да еще и языка не знаете? Вокруг вас люди, что-то говорят, побуждают что-то сделать, а вы не можете понять: что? У вас, полагаю, будет ступор. Для ребенка сад – это все равно, что незнакомая страна для взрослого. Для того, чтобы принять «свои» каждому ребенку требуется разное время. Сколько? Вы можете предположить сами. Вспомните, как ребенок себя ведет или вел прежде с новыми людьми. Увы, количество знаков в комментарии ограничено и написать о то том, что же делать не могу, поэтому пишите нам на почту АПСП [email protected]. С уважением, Лихачева Ольга, консультант.
А если у меня возникает растерянность при необходимости обдумать разговор, подготовиться к ситуации? Обдумать разговор для меня что-то страшное, лучше математическую задачу решить.
Я теряюсь абсолютно во всём. Я не могу даже использовать в жизни ту информацию, которой владею, а в моей жизни часто бывают моменты, в которых мне приходится отставить свою точку зрения, но я всегда отстраняюсь, тем самым, проигрываю. А проигрываю я, в первую очередь – себе.
Элементарная явная самозащита отсутствует. Я и словом не могу задеть своего обидчика, потому что чувствую вину и сострадание.