Выученная беспомощность
Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая стабильный и не ситуативный, а общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.
Внутренняя картина:
- Установка: «Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно — но не для меня».
- Установка «мои успехи из-за вас, мои неудачи — из-за меня»
Например, их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей.
- Генерализация, общий характер установки.
Их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем. Будучи выработанной в одной конкретной ситуации, выученная беспомощность распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.
Проявления
У животных выученная беспомощность проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.).
У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.
Отчего возникает
В экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.
Субъективные причины: выученная беспомощность чаще возникает у лиц, склонных к позиции Жертвы.
За ним обычно стоят четыре причины проблемного поведения: демонстрация беспомощности («Я вообще ничего не могу, ко мне никаких претензий!»), привлечение внимания («Неужели не поможете такому беспомощному?»), месть («Раз ты жизнь — такая, то я тебе отомщу — стану совсем беспомощным») и борьба за власть («Я отказываюсь играть в ваши игры по вашим правилам!»).
Что делать?
Переживать на эту тему можно долго. Если же человек захочет это изменить, он это сделает. И даже быстро. См.→
Если удается показать, что с такой задачей не смог бы справиться никто, — это человека успокаивает и выученную беспомощность снижает.
Если удается показать, что задача не решается только здесь и сейчас — от беспомощности отказаться уже легче.
Если удается показать, что успехи — это его успехи, а неудачи — из-за чужой вины, ситуация облегчается.
Если трудно сразу, можно постепенно: это лечение позитивным опытом.
Делайте постепенно и понемножку то, что получаться будет. «Выученная беспомощность» лечится «выученной успешностью» — позитивным опытом.
Цель поведения ребенка — уклонение
Родители Энджи заметили, что она все больше и больше отходит от семейных дел. Голос у нее стал каким-то жалобным, и по малейшему поводу она тут же начинала плакать. Если ее просили что-нибудь сделать, она хныкала и говорила: «Я не умею». Она также начала невразумительно бормотать что-то себе под нос, и, таким образом, трудно было понять, что она хочет. Родители были чрезвычайно обеспокоены ее поведением дома и в школе. Энджи стала демонстрировать своим поведением уклонение, или, другими словами, показную неполноценность. См. →
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>
Комментарии (5):
Согласен с комментариями, многое узнаешь в себе.
БЛАГОДАРЮ!