Эмоции, чувства и состояния детской культуры
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Некоторые эмоции можно, хотя и достаточно условно, отнести к врожденным: врожденная реакция страха высоты, громких звуков, змей, однако основной объем эмоциональной жизни составляют не они, а эмоции приобретенные, выученные, социальные эмоции. Эти приобретенные эмоции также достаточно условно, но можно разделить на две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.
Эмоции, чувства и состояния детской культуры — те, которые придумывают, перенимают друг у друга и осваивают сами дети в первую очередь в связи с задачей управления родителями и другими взрослыми. В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как стеснительность, страхи, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Дети выучивают и осваивают те эмоции состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что в первую очередь это эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего. Почему, зачем? Потому что это — выгодно.
Дети стеснительными не рождаются, дети стеснительными становятся. Дети рождаются смелыми (послушайте, как они плачут!), но осваивают стеснительность, потому что это оказывается выгодно. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Что касается скуки, то это чисто выученная эмоция: изначально детям присущ интерес ко всему. Обида — не врожденная эмоция. Маленькие дети умеют выражать недовольство, а такому сложному поведению, как чувство обида, им нужно учиться. Впрочем, это оказывается одной из самых любимых эмоций. Дети обычно собраны, но скоро понимают, что растерянность прекрасно снимает с них ответственность, и скоро уже умеют быть вовремя растерянными. Все время быть бодрыми — глупо, а когда-то устать — интересно и полезно. Раньше ребенок, когда уставал физически, или засыпал, или сердился, а теперь он «усталый»: посмотрите-ка! Дети сообразительные, и самые сообразительные из них понимают, что иногда бывает полезно отключать мозги и быть не способным как либо соображать вообще. Дети учатся не думать и тупеть. Когда перестаешь думать, уже несложно воспроизвести и такие взрослые эмоции, как расстройство, отчаяние и ужас. Ну и кошмар, конечно! «Я в шоке…»
Когда им это выгодно, дети становятся копушами, дети научаются болеть...
Напротив того, эмоции и состояния взрослой культуры — те, которые создаются в кругу взрослых людей и с педагогическими целями передаются, вставляются детям. Возвышенная любовь или чувство патриотизма — примеры чувств взрослого круга. Также и скорбь — это уже эмоция взрослой культуры, это показатель высокого уровня культуры и осваивается далеко не всеми детьми и не сразу.