Откуда приходит скука - и что с этим делать?
Скука — тягостное эмоциональное состояние, вызываемое отсутствием дела или по причине утраты интереса ко всему, что происходит вокруг.
Скука — не врожденная эмоция, а чисто выученная эмоция: изначально детям присущ интерес ко всему. Зачем дети выучивают и осваивают скуку? Им это изначально интересно (новое выражение лица, новое ощущение), а самое главное — это иногда оказывается выгодным.
Рассказ: Собираемся мы семьей на пикник. Шура был всегда наивней. А дети, действительно, бывают разные, и то, что я рассказываю – это не про всех детей. Есть дети, которые скорее ловят то, что делают окружающие и честно, наивно повторяют. Шура был, скорее, наивным ребенком, и особо не выпендривался.
А Ванька был всегда творческой натурой. И всегда искал, выдумывал, находил, творил. В этом плане – личность еще та. Если мы собираемся идти куда-то, то мама просит Шурку что-то собрать, Шура шел и собирал. А Ваня делал немного усталое лицо и говорил: «Знаете, я думаю, что мне там будет неинтересно. Мне там скучно, я бы лучше дома остался, книжку почитал». Любая нормальная мама начинает говорить: «Ванечка, там будет интересно, там будет то-то, там будет так-то, мы тебе вот это купим, там будет хорошо». Он говорит: «Нет, все-таки как-то неинтересно, лучше книжку почитать». Я смотрю на этот спектакль – так интересно. Взрослые ведутся. Если ребенок видит, что взрослые ведутся, то ребенок освоит скучающий вид: «Знаете, взрослые, все-таки то, что вы предлагаете как-то не бодрит. Маловато предлагаете». Это классная игра, иногда ситуативная, иногда становится чертой личности. И этот человек живет несколько десятилетий со скучающим лицом «Что-то в этом мире смыслов недостаточно; этот поверхностный позитив без такой-то глубины – это не мое. Для моих возвышенных поисков должно быть что-то более серьезное. Мало даешь, Жизнь». А начинается в 3-4 года, и на ближайшие 40 лет или больше будет длиться.
Также правда, что скука у детей рождается тогда, когда умирает игра. Игра же умирает, когда ребенок становится пассивным потребителем развлечений, подаваемых ему через организованный досуг и телевизор. У детей, потребляющих телевизор, не развивается самостоятельность, интересы, фантазия. Сплошь и рядом дети, предоставленные сами себе, маются от скуки.
Скука, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими: внутренним текстом, мимикой и телом, картинкой-ситуацией:
- Мимикой и телом: скучным лицом (скучающими глазами), вялыми движениями, монотонной интонацией, усталыми плечами, повисшими кистями и шаркающими ногами,
- Внутренний текст: обесцениванием ценностей ( «Все фигня! «)
- Картинка-ситуация: перекрашиванием мир в серые тона, где ничто существенно не отличается от другого. Все — одно...
Для человека нормально развиваться или хотя бы пребывать в некоторой разумной нагрузке. Когда человек не получает должной нагрузки или когда с ней не справляется, он делает себе скуку. Состояние скуки возникает, в том числе, и при отсутствии цели. Когда человек скучает о ком-то или о чем-то — это еще не так страшно. Но когда приходит скука от бесцельной жизни — это серьезный сигнал.
Как совладать со скукой? Снятие скуки достигается двумя путями: деструктивным и конструктивным. Деструктивный путь — это притупление мозга и разума (всякого рода «балдеж «: тяжелый рок, алкоголь, наркотики и т.д.)
Как честно сказал один подросток: «Если мне скучно, врубаю музыку. Если очень скучно — сижу в инете. Если совсем скучно — сплю «.
Конструктивный путь — повышение активности. Если график жизни очень плотный, то скучать некогда. Распиши свой график максимально плотно и следуй ему. Поставь себе цель. Творчество — приветствуется!